Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

14. Остановка Киврот атаава. Могилы страстей

Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Учение Мусар: 42 ступени духовного подъема человека»
Темы: Хаим Бурштейн, Мусар

Путь к Ган Эдену. Стезя, ведущая в Преисподнюю. Жар вращающегося меча.

Этот урок цикла рава Хаима Бурштейна «Учение Мусар: 42 ступени духовного подъема человека» посвящен 12-й остановке еврейского народа во время их движения по пустыне. Эта остановка называется «Киврот а-Таава», то есть — «Могилы страстей». Виленский Гаон сказал, что абсолютно все грехи человека по своему происхождению разделяются на две категории: грехи бывают либо от страстей, либо от гнева. Страсть — это состояние, когда человек чего-то жаждет (либо запрещенного, либо разрешенного, но в большей мере, чем ему отмеряно), а гнев — это состояние неудовлетворения, в которое человек впадает от того, что мир не подчиняется его духовной форме и не укладывается в его картину мира.

Вследствие своей искаженной картины мира, большинство из нас постоянно совершает одни и те же ошибки, и этой своей необучаемостью мы похожи на фараона. Рав Бурштейн предлагает вместе разобраться, не является ли злоязычием это обвинение. В каких рамках допустимо указывать на недостатки людей или даже целого народа? Тора учит, что мы обязаны увещевать ближнего, но раньше этого — мы должны выполнить по отношению к нему заповедь возлюбить ближнего, как самого себя. Только тогда есть шанс, что он не откажется воспринять наше увещевание.

Как увидеть учителя в человеке, который выливает на нас «ведро помоев»? Что нужно делать нам, чтобы не уподобиться фараону? Есть ли люди, которым совершенно не свойственны упрямство и жестокость сердца? Что произошло на остановке «Могилы страстей»? Почему евреи так соскучились по рыбе и огурцам египетского рабства? Кто сгорел в огне на остановке «Киврот Атаава»?

Материалы по теме


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше