Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Учение Мусар 8. Сорок лет шествования по Пустыне

Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Учение Мусар»
Темы: Масей, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Пустыня

Кто больше боится бедствия – тот, кто не знаком с болью, потерей и страданиями, или тот, кого всю жизнь сопровождают испытания?

 На очередном уроке цикла рава Бурштейна «Учение Мусар» идет речь об уроках Мусара недельных глав «Матот» и «Масей». Саба из Кельма («Саба» на иврите – «дедушка», «старец») учит: мы находим обращение Всевышнего к Моше отомстить мидьянитам за сыновей Израиля, однако Моше передал еврейскому народу это повеление совершенно другими словами: «месть Г-спода мидьянитам». Ведь благо для Израиля — это добро для Вс-вышнего, Который одаривает милостью всех, и в особенности – Свой избранный народ. В своих поступках мы должны руководствоваться намерением совершать их во славу Всевышнего. Тора совершенно открыто и однозначно утверждает, что оказание добра еврею является благодеянием по отношению к Б-гу, и благоволящий к еврею проявляет любовь к Самому Всевышнему.

А поводу главы «Масэй» Саба из Кельма говорит так. Мидраш на главу «Масэй» повествует о том, что награда за праведность и наказание за грех настолько велики, что их не может вместить нижний мир. Очевидно, что более вынослив тот человек, кто привык к испытаниям, нежели тот, кто никогда не чувствовал страдания и боли. А кто больше боится бедствия? — спрашивает дальше Саба из Кельма. – Тот, на кого оно обрушилось внезапно, или тот, кто заранее подготовился к нему? Ясно, что ужас перед неожиданным несчастьем способен сломить человека, а если постепенно готовить себя к этому, мысленно представлять наказание – перенести его будет легче. Известно, что праведники развивают в себе способность терпеть до самого предела своих возможностей, такими были Авраам, Ицхак, Яаков…

Этот мир – для физической и духовной работы. Наши праведники больше всего усилий прилагают к исправлению своих отрицательных черт характера, и за малейший изъян сразу же несут наказание, превозмогают свои желания, и преодолевают соблазны все дни своей жизни. Наша же задача – проложить перед собой путь для духовного подъема.

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше