Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Эта дата знаменует начало семидневного подготовительного периода служения в Мишкане (Скинии, переносном Святилище), который сопровождал еврейский народ в пустыне после их исхода из Египта. Моше служил первосвященником во время этих семи дней, а на восьмой день к службе приступил его брат Аарон. Мишкан был центром еврейской духовной жизни, и предшественником Иерусалимского Храма.
Представим себе такую ситуацию. Некий человек пользуется уважением в определенном кругу. Там, где он жил и работал раньше, подобным авторитетом он не пользовался. Случилось так, что его встречает некто, знакомый с ним по давним временам. Узнав о новом положении своего знакомого, тот не имеет права пойти и рассказать другим, что раньше все было по-другому. Его рассказ будет содержать лашон а-ра, даже если в нем, заметьте, не будет лжи! Но если он хочет передать информацию с конструктивной целью — например, чтобы не был принят на службу неквалифицированный специалист, — это разрешено при соблюдении определенных условий.
Это когда обманывают не для того, чтобы отнять имущество. Но лжец видит, что ближнего ожидает благо, и он старается забрать это благо себе ложью и обманом. Или обманывает ближнего, чтобы получить подарок, например, принеся ложную весть. И сказали мудрецы: «Тот, кто обманывает, как бы поклоняется идолам, как сказано: “Вдруг ощупает меня отец мой, и я буду в его глазах обманщиком” (Берешит 27; 12), и сказано об идолопоклонстве (Ирмия 10; 15): “Ничто они, порождение обмана”» (Санэдрин 92а). Это не совсем идолопоклонство, но похоже на него, ибо прячется за обман и прибегает к помощи лжи.