Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Благодаря кому спаслось население Старого Иерусалима? В то время лидером хасидов Старого Города был рав Исраэль Зеэв Минцберг (1872-1962, сегодня — годовщина его смерти). Когда во время израильской войны за независимость арабский Легион осаждал Старый Иерусалим, рав Минцберг договорился о перемирии с иорданцами, чтобы позволить гражданским лицам уехать.
Если человек снял тфиллин из-за того, что должен пойти в туалет, то когда он, вернувшись, надевает их, он должен снова произнести на них благословения. Но если он в тот момент читал благословения «Шма», то есть от «создающий свет» (первое благословение перед «Шма») и далее, не должен делать перерыва, произнося благословения на тфиллин, а пусть наложит их без благословений*, а закончив «Шмонэ Эсрэ», коснется тфиллин и благословит на них.
________________________________________
* По мнению МБ, накладывает их между разделами и благословляет, а во время чтения «Шма» накладывает даже посреди раздела и благословляет. И то же самое в благословении после «Шма», но в этом случае произносит только благословение «…накладывать тфиллин». И также накладывает и благословляет между главами Псукей де-Зимра (но не между последней главой и благословением «Да будет восхваляемо…») и между этим благословением и Барху. Между «…избавивший Израиль» и «Шмонэ Эсрэ» накладывает без благословений, и тогда после «Шмонэ Эсрэ» пусть поправит их и произнесет благословения.
Один еретик издевательски спросил у автора «При мегадим», зачем в Торе написано, что Тимна была наложницей Эсава? Раввин отказался отвечать, и обрадованный еретик побежал кляузничать на раввина своему тестю р. Даниэлю, меценату, который оплачивал занятия ученого — мол, вы содержите дармоедов, которые учатся, учатся, а ничего не знают.
Р. Даниэль пригласил к себе рава Йосефа и рассказал ему об «открытии» своего зятя и о сделанных им выводах. Автор «При Мегадим» ответил с улыбкой: «Не беспокойтесь, р. Даниэль, моих знаний Торы все еще достаточно, чтобы оправдать те пять золотых в неделю, что Вы мне платите. И я могу ответить на вопрос Вашего зятя. Этот вопрос уже был задан до него, и задавал его не кто иной как царь Менаше, сын праведного Хизкияу, который был одним из известнейших вольнодумцев! По манере Вашего зятя я понял, что он ставит под сомнение важнейшую основу нашей веры — то, что Тора получена с Небес! Поэтому я и не ответил на его вопрос. Но Вам я отвечу.
Знайте же, что согласно знаниям, полученным нами от наших учителей, Тимна была из знатного рода. И она очень хотела присоединиться к семье нашего праотца Авраама и стать еврейкой. Он приходила к нашим праотцам, но они ее не приняли из-за темного пятна в ее происхождении. Тогда она пошла к Элифазу, зная, что он также является потомком Авраама и Ицхака, и он сделал ей “реформистский гиюр” и взял к себе в наложницы. Она согласилась, решив, подобно Агари (наложнице Авраама и матери Ишмаэля), что лучше быть рабыней у этого народа, чем госпожой — у других. Для нас это урок: не отталкивать тех, кто пришел с чистым намерением присоединиться к народу Всевышнего, ведь наши праотцы отвергли ее, и в результате от нее произошел Амалек, причинивший впоследствии столько бед народу Израиля!
Вот ответ на вопрос Вашего зятя, но ему я не мог ответить, потому что наши мудрецы предостерегали, что не следует отвечать еврейскому “эпикоресу”».
Р. Даниэль тяжело вздохнул и сказал: «Простите меня, рабби, что я согрешил перед Вами в своих мыслях и отвлек Вас от изучения Торы!»
По книге «Ветвь фамильного древа»