Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Мало кто из жителей Минска удостаивается прозвища «сама Тора»! А рав Йерухам Йеуда Лейб Перельман (1835-1896) — один из самых знаменитых законоучителей своего поколения, удостоился этого прозвища от самого светоча еврейской этики — рава Исраэля Салантера. Рава Йерухама звали «Великий из Минска», сегодня — годовщина его смерти.
В Вавилонском Талмуде, в трактате «Ктубот» обсуждается вопрос, как следует хвалить и прославлять невесту перед женихом на свадебном пиршестве. Есть такая заповедь: радовать жениха всю первую неделю после свадьбы. В том числе необходимо хвалить его невесту — ведь что может обрадовать и воодушевить больше?
Мудрецы школы Шамая говорят: «Хвалить в невесте можно только то, что есть». По их мнению, нельзя прославлять ее за несуществующие качества, поскольку лгать запрещено. Например, сварливую невесту можно хвалить за ум, хозяйственность, но не за характер. Мудрецы школы Гилеля утверждают, что любая невеста красива и добродетельна. (Так можно говорить каждому жениху.)
Но как быть с запретом «отдаляйтесь от лжи»? Дело в том, что в глазах самого жениха она, действительно, вполне прекрасна и добродетельна (или, по крайней мере, может такой стать), и он в этом искренне уверен.
Закон установлен по мнению школы Гилеля, и на свадьбе считается очень важным расхваливать невесту, даже если она не очень красивая, слепая или даже уродливая. Разрешается также говорить о внутренних качествах, которых у нее нет. Это не просто разрешено, но является прямым наставлением от мудрецов прошлых поколений.
186-я заповедь — повеление истребить всех жителей «отверженного города» (города, в котором его жители-евреи совратились к идолослужению), а сам город сжечь вместе со всем, что в нем находилось, — таков закон об «отверженном городе» (ир анидахат). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Перебей жителей того города острием меча; разгроми его и все, что в нем, и скот его забей острием меча. Всю же добычу его собери на середину его площади и сожги город огнем… — и да будет он вечно грудою развалин» (Дварим 13:16-17).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Сангедрин (111б-113).