Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ежедневная учеба Подписаться

Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.

вторник, 1 августа 20179 ава 5777
Ни дня без Торы

Сегодня — самый тяжелый день для евреев — пост 9 Ава. А в пост, помимо молитв и раскаяния, важнейшей заповедью является благотворительность. Предлагаем вам воспользоваться возможностью выполнить эту заповедь, поддержав неимущие и многодетные семьи.

Пост

Свиток Эйха

9 Ава не изучают Тору, как обычно. Однако разрешено учить материалы, связанные с этим днем, например, законы траура и Свиток Эйха с комментариями и мидрашами.

Мегилат Эйха, или Плач пророка Ирмеяу (Еремии) — одна из пяти книг-свитков (мегилот), входящих в Танах, в ту часть, которая называется Ктувим(«Писания»).

Написана книга в форме траурных элегий на тему разрушения Храма, свидетелем которого был пророк.

Читают эту книгу во время поста Девятого Ава — в вечерней и утренней молитвах.

Остальные четыре «свитка» читаются по праздникам: свиток Эстер — в Пурим, Шир а-Ширим (Песнь песней) — на Песах, книгу Рут — в Шавуот, праздник дарования Торы, Коэлет (Эклезиаст) — на Суккот. И лишь Эйха читается в день траура. Наши мудрецы указывают, что в будущем день Девятого ава тоже станет праздником…

Книга состоит из пяти глав-элегий, куда вошли 154 стиха, причем первые четыре главы выстроены в порядке акростиха, т.е. по алфавиту.

Первая элегия оплакивает бедственное положение Иерусалима, некогда величественного и многолюдного города, ныне превращенного в данника чужих царей-завоевателей. Город предстает в образе покинутой вдовы. «Плачет она ночью горьким плачем. Слезы на ее щеках. Из тех, кто любил ее, нет ей утешителя. Все ее друзья изменили ей, превратившись во врагов».

Вторая глава подробнее описывает национальную катастрофу, разразившуюся над евреями. Плач и стон стоят над Израилем. Но еще страшнее моральное оскудение. «Твои пророки вещали тебе (народ) ложь и глупость, не открывали твою вину, чтобы предотвратить твое пленение».

В третьей части пророк описывает свои тяжкие испытания.

В четвертой дана еще более страшная картина.

Заключается книга упованием на Всевышнего: «Верни нас к Себе! И мы вернемся! Обнови наши дни как прежде!»


Девятое ава

Чего стоит богатство

В этот день также можно изучать те отрывки из Талмуда и другие источники, которые рассказывают о бедствиях эпохи разрушения Храма.

В осаде римлянами Иерусалима законоучители видели еще одно проявление извечного противоборства между Яаковом и Эсавом. Мудрецы знали, что для спасения народа Яакова-Израиля следует временно склониться перед римлянами — сынами Эсава. Этот урок они извлекли из встречи Яакова с его братом Эсавом. Если бы евреи поступили так, как учила их Тора, не был бы разрушен Иерусалим и не был бы сожжен Храм, потому что Яаков сумел смягчить гнев Эсава при встрече с ним.

Их оппоненты, напротив считали, что незачем унижаться перед Римом, потому и помешали мудрецам ввести переговоры. Чтобы упрочить безусловность своего решения, они сожгли продовольственные склады. Из-за начавшегося голода у населения просто не было иного выхода, как пойти на прорыв осады, и в распоряжении мудрецов уже не осталось времени на ведение переговоров.

Марта, дочь Байтуса была богатейшая из жительниц Иерусалима. Она послала своего слугу на рынок: «Принеси мне отборной белой муки». Когда он пришел на рынок, вся такая мука была продана. Он вернулся и сказал ей: «Отборной муки нет, но есть белая». Сказала ему: «Пойди и принеси ее мне». Когда он пришел на рынок, та (белая мука) тоже была продана. Он вернулся и сказал: «Белой муки нет, но есть серая мука». Сказала ему: «Пойди и принеси мне». Когда он пришел, серая мука был продана. Вернулся и сказал: «Серой муки нет, но есть мука из ячменя». Сказала ему: «Иди и принеси мне». Когда он пришел на рынок, ячменная мука была продана. Его госпожа была еще босой, без обуви, когда он вернулся с пустыми руками. Сказала: «Побегу сама и посмотрю, смогу ли найти хоть что-нибудь поесть». Когда она в спешке бежала босая, навоз прилип к ее ноге, и, потрясенная неизвестным ей ранее чувством огромного отвращения, она умерла. Рабан Йоханан бен Закай приводит стих (Дварим 28:56), поясняя случившееся: «Изнеженная и избалованная в среде твоей, которая ступни ноги своей не пробовала ставить на землю».

Талмуд приводит случай с Мартой, чтобы не только показать страдания людей, причиненные голодом, но и подчеркнуть невозможность для человека избежать предначертания Небес. Марта, к примеру, привыкла к наслаждению всеми жизненными благами; огромное богатство избавляло ее от необходимости самой ходить за покупками на грязные рынки. Однако голод заставил ее броситься на поиски пищи. Она так торопилась, что не дала себе времени обуться, наступила босой ногой в навоз и умерла от отвращения. Рабан Йоханан подчеркивает, что в случае с Мартой мы видим буквальное исполнение пророчества Моше.

Когда почувствовала, что умирает, собрала все свое золото и серебро и разбросала на улице. Сказала: «Для чего оно мне?» Как написано (Йехезкель 7:9): «Свое серебро выбросят на улицы, и золото станет для них мерзостью».

Мидраш рассказывает, что Марта была женой раби Йеошуа бен Гамлы. На смертном одре она осознала, что ее судьба есть исполнение пророчества и что Йехезкель предсказал разгром Иерусалима. Она выбросила все свое золото и серебро, поняв его никчемность перед лицом Божественного гнева.


*

*

Получайте этот листок на имейл ежедневно!