Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Лжемессия Шабтай Цви нанес еврейскому народу глубокую рану. Еще многие годы после его смерти каждого, кто занимался Каббалой в юном возрасте, подозревали в саббатианстве. Не избежал этой участи и Рамхаль (рабби Моше Хаим Луцатто, 1707-1747), которому запрещали писать каббалистические книги. Но в наше время Рамхаль — признанный каббалист и один из столпов этического учения мусар. Сегодня — годовщина его смерти.
1. Передавать рехилут родителям
Представим себе, что мы услышали злословие в адрес наших родителей. Нас, безусловно, возмущает тот факт, что кто-то относится к ним неуважительно. Тем не менее, мы не можем сообщать им об этом. В противном случае мы будем виновны в распространении сплетен, которые ведут к вражде внутри еврейского народа.
К сожалению, родителям свойственно замечать у своих детей недостатки, поспешно их подчеркивать и исправлять. Необходимо, однако, научиться замечать положительное в детском поведении и высказывать одобрение по этому поводу. Когда в доме тихо и родителям «не к чему придраться», они, в лучшем случае, перестают детей «воспитывать». Когда же те затевают ссоры или драки, взрослые моментально вмешиваются — повышают голос, пронзают «преступника» суровым взглядом, шлепают «как следует» — другими словами, максимально используют свой арсенал негативных реакций.
Интересно, что дети и эту форму внимания воспринимают как проявление любви. Любовь может выражаться как в позитивном, так и в негативном аспектах. Позитивный аспект любви включает в себя все приятное, в том числе и положительные словесные выражения (о которых идет речь в этой главе). Негативный — выражается в неприятном: обидных словах, злом взгляде, физических наказаниях и т.п. Но и то, и другое воспринимается детьми как внимание любящего родителя — т.е. то, к чему они постоянно стремятся.
Окончание
В Талмуде рассказывается: «Три года дискутировала школа Шамая со школой Гилеля. Эти говорили: “Закон соответствует нашему мнению”, и эти говорили: “Закон соответствует нашему мнению”. Раздался голос с Небес, возгласивший: “И то, и другое — слова Живого Б-га. Но закон соответствует мнению школы Гилеля”» (Эрувин 136). Далее в Талмуде объяснено, что закон был установлен в соответствии с мнением учеников Гилеля именно потому, что они отличались особой деликатностью и терпимостью — и у них было большинство. В то же время отмечается, что ученики Шамая выделялись «большей остротой ума» (Йевамот 14а) — именно поэтому вопрос невозможно было разрешить простым большинством. Особенно важно, что разногласия между двумя школами никогда не приобретали личного характера — ученики Гилеля и Шамая даже в самый разгар дискуссии «относились друг к другу с любовью и приязнью» (там же 146). Их многолетний спор всегда приводится как образец «разногласий во имя Небес» (Авот 5:17). Но с другой стороны, в такой разноголосице законодательных мнений таилась великая опасность. В талмудическом трактате Сангедрин (886) сказано: «Когда умножились ученики Шамая и Гилеля, не доучившиеся у своих наставников, умножились в Израиле разногласия и Тора как бы раздвоилась», — и чтобы восстановить единство, потребовалась помощь с Небес. В трудах по кабале указывается, что в Грядущем мире закон будет соответствовать мнению школы Шамая.