Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
11. Ложь для предотвращения сплетен
Человек настоятельно просит у нас информацию, которую передавать ему запрещено: «Что этот тип сказал обо мне?», «Они поддержали мою кандидатуру на собрании?»
Что мы должны делать? Можно просто отказаться отвечать, но тогда спрашивающему станет ясно, что кто-то поступил по отношению к нему плохо или дурно отозвался о нем. Как поступить? Солгать, чтобы предотвратить рехилут?
Ответ таков: если возможно избежать прямой лжи, лучше обойтись без нее. Очень часто, ловко скрыв несколько деталей происходящего, мы избавляем свой рассказ от сплетни. Но если это невозможно — можно солгать во имя мира между людьми. Хотя при этом надо помнить: ложную клятву нельзя давать в любом случае.
Известно, что любовь — чувство противоречивое: хоть мы и любим своих детей, но иногда испытываем по отношению к ним гнев и раздражение. Кроме того, не всем родителям нравится общение с детьми всех возрастов. Одни любят возиться с малышами, а другим интереснее заниматься с подростками. Есть и такие, что с большим удовольствием общаются со своими взрослыми детьми. Но какому бы возрасту ни отдавали предпочтение родители, это не должно существенно влиять на «первичное» восприятие ребенком родительской любви. Ее фундамент достаточно прочен, если родители в целом относятся к детям с любовью и симпатией и если они находятся в мире и согласии с самими собой. Обычные перемены человеческих настроений не ослабляют силы любви при условии, что приступы гнева, нетерпения, усталости и разочарования не доминируют в их общем эмоциональном состоянии.
Продолжение
В Воложине р. Арье-Лейб возродил работу своей ешивы. Его учеником здесь стал юный Хаим Воложинер — впоследствии ближайший последователь Виленского Гаона и основатель Воложинской ешивы, «матери» великих ешив Литвы. В период пребывания в Воложине р. Арье-Лейб написал книгу Шаагат Арье (Рычание льва) — она включает сто восемь его респонсов, в которых исследуются законы повседневной жизни и праздников. Эта книга принесла ему признание и славу одного из самых авторитетных законоучителей своей эпохи (книга вышла в свет в 5516 /1756/ году). В последующих поколениях у евреев Литвы и Польши сложился обычай, согласно которому юноша, готовящийся к празднованию бар-мицвы, строил свое выступление, драшу, именно на материале книги Шаагат Арье. Из Воложина р. Арье-Лейб возвратился в Минск, где ему предложили возглавить общину, несмотря на то, что в городе уже был другой главный раввин, р. Моше Гальперин, унаследовавший этот пост от своего отца, р. Йехиэля Гальперина. С новой силой разгорелись дрязги и споры, в результате которых сторонники р. Моше Гальперина одержали верх. Автора Шаагат Арье вторично выдворили из Минска — по свидетельству современников, его силой усадили в специально нанятую повозку и заставили покинуть пределы города. Сразу после этого наступила черная полоса в истории Минска: в нескольких опустошительных пожарах сгорели целые кварталы, в короткий срок скончались все наиболее рьяные противники р. Арье-Лейба, в том числе, и р. Моше Гальперин. Многие из минских евреев увидели в этом кару небес за оскорбление, нанесенное великому мудрецу.
Продолжение следует