Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ежедневная учеба Подписаться

Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.

четверг, 27 октября 201625 тишрея 5777
Ни дня без Торы

Нужны ли нам вундеркинды? Нет, ответил рав Моше Софер (1762-1839), если они недостаточно богобоязненны. Однажды он отказался принять в ешиву юношу, обладавшего исключительными способностями, только потому, что тот наступил на ветки, служившие несколько дней назад для исполнения заповеди сукки. Рав Моше Софер, один из авторитетнейших законоучителей последних поколений, известен по имени своей книги «Хатам Софер». Сегодня — годовщина его смерти.

Предлагаем вашему вниманию очередную подборку интересных материалов сайта, связанных с Йом Кипуром, в формате PDF в виде отдельного «субботнего» издания, чтобы желающие могли распечатать материалы заранее, до наступления праздника.
СКАЧАТЬ ЖУРНАЛ
Законы лашон а-ра

БЕРЕГИ СВОЮ РЕЧЬ. Часть 2. Глава 8

10. Клевета на мертвых

«Всю жизнь он обманывал людей, наконец-то, этому пришел конец», — сказал Цимесс жене, вернувшись с похорон Ташевского. Такое высказывание, безусловно, содержит лашон а-ра, и Цимесс не имеет права так говорить.

Посмотреть полностью


Цдака и маасер

ЛЮБОВЬ К БЛАГОДЕЯНИЮ. Часть 2. Глава 18. Подробности законов маасера (десятины), отделяемого от денег

1. 3. Многие люди скрупулезно отделяют маасер, однако отделяют только от прибыли, а не от всего первоначального капитала. Однако настоящий способ выполнить как положено заповедь маасера не таков, и об этом пишут законоучители — следует прежде всего отделить маасер от основного капитала. Но из-за многочисленных наших грехов дурное начало одолевает человека, не позволяя ему расставаться с деньгами. Здесь можно посоветовать, как я думаю, вот что: пусть человек, отделив маасер от основного капитала, предназначит его для специальной кассы («гмах», от слов гмилут хасадим — свершение добра), из которой он будет давать ссуды беднякам. Ему самому тоже можно будет одалживать из этой кассы, когда понадобится, но с условием, что когда придет к нему тот, кто находится в стесненных обстоятельствах и поэтому очень нуждается в ссуде [а хозяин кассы еще не успел вернуть деньги, которые сам одолжил оттуда], он одолжит в другом месте и ссудит просителя этими деньгами (в размере той суммы, которую взял из кассы сам). Так будет выполнена заповедь маасера, так как это тоже входит в разряд цдаки, как мы писали выше (деньги при этом принадлежат хозяину кассы — это имеет значение в вопросах наследства и некоторых других, он только должен обязаться выполнять с их помощью эту заповедь — пока есть у него возможность, одалживать бедняку в трудный час денег в размере до десятой доли от его имущества).


Комментарий к недельной главе

ГЛАВА БЕРЕШИТ

Тьму не разгоняют палкой

В грандиозной картине Сотворения мира, описанной в сегодняшнем разделе, много загадочных, мистических деталей. «…Тьма покрывала бездну… Сказал Б-г: “Да будет свет!” — и возник свет» (1:2,3).

Хафец Хаим (выдающийся лидер религиозного еврейства конца XIX — начала XX века) писал, что рассеять «бездну» тьмы можно даже небольшим количеством света. Войдя в темный дом, вы не станете размахивать топором, чтобы разогнать мрак: никакие самые грозные и эффективные орудия труда и войны не помогут в этом. Единственный способ избавиться от тьмы — включить свет, хотя бы карманный фонарик, хотя бы зажечь спичку.

Ибо, в отличие от света, всегда имеющего физический источник, тьма неосязаема, нематериальна — это всего лишь вакуум. Поэтому с ней надо не бороться, а просто заполнить пустоту светом, который является противоположностью тьмы, специально созданной Б-гом для этой цели — чтобы вытеснять мрак.

Здесь напрашивается прямая аналогия с Торой. Тора — это тоже свет, только не физический, а духовный, которому противостоит «тьма», силы зла. Подобно физической тьме, силы зла неосязаемы и с ними невозможно бороться конвенциональным оружием. Они представляют собой духовный вакуум, который можно лишь заполнить светом Торы, созданной специально для освещения и возвышения нашего мира, как сказано в талмудическом трактате Кидушин: «Я создал йецер а-ра (побуждение к злу, мировое зло), — сказал Б-г, — и Я же создал Тору как противоядие от него».

В практическом смысле это значит, что если человек хочет одолеть свои низменные страсти, тягу к пороку, избавиться от плохих черт характера, ему нет смысла объявлять войну самому себе, искать лобового столкновения со своим йецер а-ра. Здесь требуется иная, гораздо более эффективная стратегия: ему следует заняться изучением Торы. Чем больше он занимается Торой, чем больше стремится выполнять её законы, тем больше духовного света он излучает и тем больше тьмы вытесняет из своей души.

Посмотреть полностью

Получайте этот листок на имейл ежедневно!