Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Начав изучение книги «Берешит», можно спросить: а за что был наказан Змей? Ему же вроде было поручено искушать человека! Читайте ответ.
11. Высмеивать высказывания о Торе
Как было сказано выше, запрещено высмеивать талмид-хахама. Точно так же запрещены резкие высказывания о том, как талмид-хахам трактует Тору. На это правило кто-то мог бы возразить: «Позвольте, но как же быть с резкими, полными сарказма словами, которыми обменивались мудрецы и которые разбросаны по многим страницам еврейских книг?» Никакого противоречия тут нет: наши мудрецы, выражаясь достаточно нелицеприятно, никогда не намеревались высмеять своих коллег. Резкие слова, сарказм, ирония использовались ими только для того, чтобы предотвратить заблуждения и ошибки. В противном случае, даже если насмешливое высказывание правдиво, оно считается содержащим лашон а-ра и поэтому запрещено.
4. Продукты нерастительного происхождения
Таким образом, разрешено разминать сыр, нарезать мясо и яйца на мелкие кусочки, так как это продукты нерастительного происхождения, но нельзя использовать специально предназначенные для этого инструменты. Так запрещено натирать сыр на терке, нарезать мясо и яйца специально предназначенным для этого большим ножом и т. п.
Любите делать добро
Сказал пророк: «Все, что от тебя требует Бог — это поступать справедливо и любить хесед» (Миха). — «Надо искать возможность делать добро. Кто любит хесед, пробуждает желание делать добро и в других» (Аѓават хесед).
Хотя мы должны любить хесед, изучение Торы — важнее. Ее изучение не следует прерывать. Но если никто другой не может или не хочет совершить добрый поступок, это следует сделать вам, а потом вернуться к своим занятиям (Йоре деа).
Однажды, изучая Тору в синагоге Ковно (Каунас), р. Исраэль Салантер услышал разговор двух нищих, которые расположились в боковой комнатке. Один попросил другого проводить его к колодцу, потому что боится выходить ночью. А другой пробормотал, что не пойдет. Тогда р. Исраэль прервал занятия и пошел к колодцу, чтобы набрать воды для нищего (Хаей мусар).
Даже самое малое доброе дело — уже «мицва» — исполнение заповеди, и человек должен стараться ее выполнить. Например, разменять кому-то деньги — мицва. Фактически каждый раз, передавая что-нибудь человеку, вы выполняете заповедь делать хесед (Пеле йоэц).
Но не надо все время просить других сделать для вас одолжение. Не беспокоить, не затруднять никого — тоже форма хесед (Ноам Элимелех).