Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Недавно мы раскаивались в грехах. А что на самом деле кроется за различными названиями грехов, используемых в Писании: хет, авон, пэша? Читайте об этом.
8. Как решать проблемы, связанные с лашон а-ра
В нашей разнообразной жизни есть множество сомнительных, щекотливых, двусмысленных и просто сложных ситуаций. Злословие ли это или просто дружеская шутка? Можно ли при таких-то обстоятельствах критиковать человека? Обязательно ли высмеивать такого-то, либо это все-таки лашон а-ра?
Для решения любого сомнительного вопроса существует простое правило:
Представьте себе, что вы предстали перед Высшим Судом, где оценивается ваша жизнь, и на чаше весов — случай, вызывающий сомнение. Если Суд постановит, что вам действительно надо было говорить, но вы смолчали, то, по крайней мере, за этот эпизод, вы оправданы (поскольку вы не сделали то, что надо было сделать, однако не нарушили запрета). Но если решение будет таково, что вы должны были молчать, однако заговорили, вы окажетесь в незавидном положении. Вывод: если сомневаетесь, лучшая политика — молчание.
2. Определения мелахи
в) Нет помола после помола.
На то, что однажды уже перемололи, даже если кусочки вновь соединились вместе, не распространяется запрет помола.
г) Изменение.
Для других мелахот не имеет значения то, каким способом они выполнены: обычным или измененным, так как если даже при этом не действует запрет Торы, то все-таки продолжает действовать запрет мудрецов. Но мелаху помола разрешили производить для нужд еды измененным способом. См. ниже подробное разъяснение каждого пункта.
Когда приговор скрепляется печатью
В книге Зогар и в Мидраше сказано, что приговоры окончательно запечатываются на рассвете Шмини Ацерет.
Там сообщается также, что Моше пятьсот пятнадцать раз молил Вс-вышнего о том, чтобы Он разрешил ему войти вместе с народом Израиля в Эрец Исраэль. После этого Вс-вышний сказал ему: «Хватит просить Меня об этом» — и Моше послушался. Если бы он обратился к Вс-вышнему ещё хотя бы один раз, он бы добился своего! Откуда мы это знаем?
В Гемаре написано, что молитва праведника занимает час.
Эти слова Гемары хорошо объясняют то, что рассказывает книга Зогар.
Когда начал Моше молить Вс-вышнего о том, чтобы Он разрешил ему войти в Эрец Исраэль?
В час суда, в Рош Гашана последнего, сорокового года блуждания в пустыне. Он молился непрерывно от наступления Рош Гашана и до утра Шмини Ацерет.
Сколько часов было в его распоряжении? Пятьсот шестнадцать — двадцать один полный день (то есть пятьсот четыре часа) и первые двенадцать часов Шмини Ацерет.
Но Моше молился только пятьсот пятнадцать часов — ведь каждая молитва праведника занимает час.
Перед последним, пятьсот шестнадцатым часом он замолчал, услышав приговор. Но если бы он продолжал молиться и в этот час — час, когда приговор скрепляется печатью, Вс-вышний не смог бы отвергнуть его молитву (Рабби из Островцов).