Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Вопрос «что делать?» очень еврейский. Каждую минуту нам надо знать, можно или нельзя, «лучше не надо» или «а вот это попробуйте». Однако в основном своде Закона, «Шулхан Арухе», простому человеку не всегда удастся быстро найти ответ. Поэтому рав Шломо Ганцфрид (1804-1886) написал сокращенный вариант, быстро завоевавший популярность в народе. Сегодня — годовщина его смерти.
6. Как поступать, если кто-то хочет сообщить нам лашон а-ра
Если наш собеседник признает, что информация необходима и важна, его можно слушать — однако не принимая того, что он говорит, за непреложную истину. На основании сказанного мы имеем право быть осторожными — но не более того.
Если же из его ответа следует, что он хочет просто поболтать, «сотрясти воздух» (пусть даже пытаясь уверить нас и себя, что это не так), нам его слушать категорически запрещено.
Умение выяснить все это требует с нашей стороны опыта и такта. Надо уметь разговаривать с людьми, знать человеческую натуру. Если наш собеседник скромен, он в подавляющем большинстве случаев скажет: «Извините, вы правы, я ничего особенно важного сообщить не собирался». Человек с противоположным характером бросится доказывать, что его информация имеет жизненно важное значение. Поэтому будьте осторожны!
Сказано: «Подготовься к встрече с Б-гом твоим, Израиль» (Амос 4:12), «Храни свои ноги, когда пойдешь в Храм Б-жий» (Коэлет 4:17). Из этих стихов выучили мудрецы (Брахот 23а), что во время молитвы тело должно быть чистым с точки зрения Закона (МБ 92:1).
Прежде чем начать молиться, человек должен проверить себя — не нужно ли ему сходить в туалет (ША 2:7).
В главе, посвященной временам, мы объясним, что в алахических книгах слово «парса» зачастую означает время, за которое средний человек проходит это расстояние. Есть спор ришоним по этому вопросу, и два основных мнения — это 72 минуты или 90 минут. Так как в этой главе речь идет о запрете мудрецов, достаточно считать парсой 72 минуты, кроме случаев, когда это будет устрожением. Поэтому, упоминая «парсу» в этой главе, мы будем иметь в виду 72 минуты.
Раби Давид бар Шломо Ибн Зимра (Радваз, 5240-5334 /1480-574/ гг.) — глава еврейских общин Египта и Земли Израиля.
Родился в Испании; в возрасте двенадцати лет покинул страну вместе с другими изгнанниками. В 5253 /1493/ году семья прибыла в Цфат. Юный Давид Ибн Зимра учился у знаменитого праведника и чудотворца р. Йосефа Сарагоси, жившего в деревне Эйн-Зейтун возле Цфата. По завершении периода ученичества Ибн Зимра переселился в Йерушалаим. Спустя несколько лет он посетил Марокко, а в 5272 /1512/ году обосновался в Каире, столице Египта. Здесь он стал городским даяном (судьей), а затем — главным раввином Каира и всей страны. Ибн Зимра был очень богат — он составил значительное состояние на международной торговле кожами и зерном, опередив в конкурентной борьбе даже знаменитые купеческие «дома» из Венеции. Значительную часть своих доходов он тратил на благотворительные цели — а за свою обширную деятельность в качестве раввина не принимал никакого вознаграждения. На свои средства он основал в Каире ешиву.