Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Какова длина «локтя», какого размера должен быть бокал для субботнего кидуша — освящения Субботы над вином?.. Существуют два основных подхода к мерам и весам среди законоучителей, в большинстве случаев принято полагаться на размеры, которые предложил рав Хаим Авраам Наэ (1890-1954). Родившись в Земле Израиля, он писал книги и преподавал Тору и в Самарканде, и даже в Египте, где основал ешиву для интернированных беженцев, которых не пускали в Израиль. Сегодня — годовщина его смерти.
4. Выслушивание лашон а-ра в случае, когда спрашивающий нуждается в информации. 2
Также человек может выслушать неприятные слова о своем ближнем, чтобы попытаться воздействовать на того в лучшую сторону (например, когда говорят о каком-то неприятном происшествии, в котором участвовал его знакомый, показавший себя не самым лучшим образом). Но и тогда нельзя считать сказанное абсолютной правдой. Это не что иное, как предостережение («смотри, не спеши с ним породниться, проверь еще раз», «он хороший человек, но испытай его деловые качества», «поговори с ним и объясни, что так поступать нельзя, он тебя послушает»).
Пояснение осведомленному читателю
Знатоки, возможно, удивятся, почему мы пишем об этер-иска еще до того, как познакомили читателя с основными законами процентной прибыли. Причина проста: мы хотим показать, что этер-иска можно использовать для решения почти любых проблем, связанных с взиманием процента. Не беда, если для этого иногда требуется внести изменения в текст стандартных документов, исходя из учета конкретной ситуации, — квалифицированные специалисты всегда помогут справиться с такой несложной задачей.
Разрушение стен Иерусалима
Во времена осады Иерусалима римлянами, завершившейся гибелью Второго Храма, стены города были пробиты 17-го Тамуза, после чего Тит и его войска ворвались в него. Об осаде Иерусалима вавилонянами во времена царя Цидкиягу в Писании сказано следующее: «В четвертый месяц, в девятый день месяца, голод в городе усилился и не стало хлеба для народа страны. И проломлена была стена города, и все воины разбежались, и вышли ночью из города через ворота» (Йирмеягу, 52,6).
В Иерусалимском Талмуде (в Трактате Таанит) сказано, что и во времена Цидкиягу стены Иерусалима были пробиты 17-го Тамуза, однако тяжкие лишения, которые претерпели жители города, привели к тому, что их календарные расчеты были нарушены, и они ошибочно полагали, что это событие произошло 9-го Тамуза.
Таким образом, хотя Всевышний и Его пророк знали правильную дату, Он повелел Йирмеягу написать в своей книге «9-е Тамуза», дату, которая была известна народу, чтобы показать, что и Всевышний разделяет с народом его беду — как будто и Его календарные расчеты были нарушены, что, разумеется, невозможно даже помыслить.
В Иерусалимском Талмуде об этом сказано следующее: «Царь сидел на троне и производил расчеты. К нему вошли и сообщили: “Твой сын попал в плен к врагам! Его расчеты нарушены!” Царь ответил: “В таком случае я сделаю его расчеты своими”».
Тосфот писали: «Из-за выпавших на долю жителей Иерусалима бедствий они ошиблись в своих календарных расчетах. Всевышний не хотел, чтобы Писание отражало иные расчеты, чем те, которые жители Иерусалима полагали правильными».