Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
2448 г. В этот день Моше посылает разведчиков, по одному от каждого колена, в Землю Израиля. Никто не мог предполагать, к каким трагическим последствиям это приведет.
10. Утверждение, которое становится лашон а-ра в определенном контексте
Порой можно только изумиться многозначности человеческого языка. Одно и то же утверждение может выглядеть похвалой, когда его произносят в адрес одного человека, и осуждением, когда говорят о другом. Подчас определить, содержит ли некое замечание лашон а-ра, можно лишь в зависимости от контекста высказывания.
Нельзя сказать в свое оправдание: «Лично я ничего бы не имел против, если бы такое сказали обо мне. Пусть говорят сколько угодно! Если бы я учинил то, что сделал такой-то, то пусть говорят обо мне, как я говорю о нем! За что же меня упрекают в злословии?»
Тут значим только один критерий: если человек обижен и унижен нашим замечанием, если своими словами в его адрес мы нанесли ему определенный вред — на нас лежит вина произнесения лашон а-ра.
Если взята процентная ссуда
Допустим, некий еврей взял в долг (или дал в долг) деньги под процент, не зная, что так поступать запрещено. Как только он узнает об этом запрете, ему нельзя платить (или принимать) проценты.
Прежнее обязательство выплаты процента автоматически аннулируется. Возвратить можно только сам капитал минус уже уплаченный процент.
Возврат полученного процента
Если еврей успел получить процент от предоставленной им ссуды, то возникает вопрос, должен ли он его вернуть или нет.
Обычно люди ненавидят того, кто обладает таким же ремеслом, то есть конкурента. Все это ничтожно и низменно, ибо каждый должен подумать, что он не может заработать больше, чем суждено ему Создателем.
А худший из всех видов ненависти и вреднейший из них — это ненависть к тем, кто порицает и упрекает, указывая праведный путь, как сказано: «Ненавидят тех, кто публично наставляет людей» (Амос 5; 10). И есть ненависть еще хуже предыдущей — это ненависть к тем, кто творит добро и стремится к справедливости, как сказано: «Они враждуют со мной за то, что я стремлюсь к добру» (Теилим 38; 21). Идущие по этому пути как бы ненавидят Всевышнего, ибо они ненавидят любящих Его и ненавидят Учение и заповеди, поскольку им отвратительны и ненавистны те, кто исполняет заповеди.