Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Моше учил Торе весь народ, но Учителем Израиля привыкли называть другого – рабби Шломо Ицхаки, попросту – Раши, величайшего комментатора Писания и Талмуда, который жил почти тысячу лет назад. Сегодня – день его рождения. Есть несколько возможностей расшифровать акроним Раши, самая известная – Рабену Шломо Ицхаки, по имени его отца, первоначальным значением считается Рабену шеихъе (да здравствует), а можно трактовать и как Раббан шел Исраэль (Учитель Израиля).
5. Лашон а-ра, сказанный в шутку
Тора запрещает делать заявления, унижающие честь кого-либо, даже если они не содержат ненависти и намерения унизить человека, о котором говорят.
Арье упрекнули в том, что он произнес лашон а-ра в адрес Нафтали. На это он ответил: «Нафтали мой друг, все об этом знают. Я просто пошутил по его поводу».
Утверждение, что человек «просто пошутил», не может служить оправданием злословию.
Однажды группа студентов ешивы в Радине ставила пуримский спектакль в доме Хафец-Хаима. В одном из эпизодов можно было усмотреть тонкий намек на случай, вокруг которого в свое время шли острые дебаты в ешиве. Хафец-Хаим немедленно предупредил артистов: «Даже в Пурим следует воздерживаться от лашон а-ра».
Глава 1. ПОЧИТАНИЕ ШАБАТА
Зажигание свечей
9. Какие свечи зажигают
Некоторые стараются украсить заповедь и зажигают в субботнем светильнике оливковое масло. Однако повсеместно распространен обычай зажигать восковые или парафиновые свечи. Изначально свечи должны гореть до наступления ночи (полной темноты), поэтому берут свечи достаточной длины. Особенно следует обратить на это внимание тем, кто в летние дни принимает шабат задолго до захода солнца. Постфактум (бедиавад) заповедь выполняется, если свечи горят хотя бы во время трапезы, поскольку тогда, по крайней мере, от них получают удовольствие. Те же, кто едят трапезу не дома и возвращаются домой поздно ночью, когда свечи уже погасли, не выполняют заповеди, и, возможно, произнесенное при зажигании благословение считается напрасным (что считается серьезным нарушением). Поэтому, тот, кто не уверен, вернется ли домой до того как прогорят свечи, должен побыть дома до наступления темноты и хоть немного воспользоваться их светом. Таким образом, он исполнит заповедь, как полагается. В связи с этим в Йом кипур, когда идут в синагогу задолго до захода солнца и не возвращаются до поздней ночи, необходимо зажечь длинные свечи, чтобы они не успели сгореть до возвращения из синагоги после вечерней службы.
И ПРИЗВАЛ [Б-г] МОШЕ, И ГОВОРИЛ Б-Г ЕМУ ИЗ ШАТРА СОБРАНИЯ, И СКАЗАЛ… (Ваикра, 1:1)
Талмуд (Йома) указывает, что слова «и сказал» учат, что человек не имеет права рассказывать то, что слышал от другого, пока не получит от него особое разрешение.
Вот основные законы хранения секретов:
1. Если человек рассказывает с глазу на глаз что-то личное о делах или своей жизни, запрещено это передавать. Даже когда он не предупреждал, чтобы хранили втайне, вы не имеете права сообщать об этом другим.
А если это было сказано в присутствии трех или более человек, и он не требовал секретности, можно об этом рассказывать. Но если он сказал о своих проступках, запрещено это передавать, чтобы не унизить его, даже если его слушали трое или больше людей.
2. Хафец Хаим учит, что хорошая привычка — никогда не повторять без разрешения то, что вам говорили, тогда вы никогда не причините вреда.
3. Мужья и жены тоже не имеют право рассказывать друг другу то, что им передали по секрету (Пеле йоэц).
4. Если вы слышали, что кто-то сплетничает, никогда не доверяйте ему секреты. Кто не может удержаться и передает то, что один говорит о другом, безусловно, не в состоянии хранить тайны (Рабейну Йона к Мишлей).
Кто-то раскрыл однажды секрет мудрецу, а потом спросил: «Ну, понял?» «Да, — ответил мудрец, — понял. Но уже забыл» (Менорат ѓамаор).
Один мудрый человек сказал: «Если я расскажу кому-нибудь секрет, а тот его раскроет, не его прокляну, а себя. Если я не мог удержать свой секрет, как мне ждать этого от другого?» (там же).