Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
4. Примеры высказываний, которые разрешены, если говорящий готов повторить их в присутствии того, о ком говорит
Этот пример мы уже использовали. Обратимся к нему еще раз.
Реувен, оказавшийся в чужом городе, встретил на улице Шимона и Леви. Он спросил, не могли бы они ему указать, где находится кашерный ресторан. «Зачем вам ресторан? — спросил Шимон. — У Леви дома всегда много еды».
Эта фраза может показаться оскорбительной, намекающей на обжорство и расточительность Леви. Однако следует предположить, что Шимон хотел сделать Леви комплимент, — тогда фраза имеет положительный смысл: Леви щедр, гостеприимен, он хороший хозяин. Но если Шимон хотел создать впечатление о Леви как о прожорливом человека, эта фраза запрещена даже в присутствии Леви.
Часть 2. Глава 17. О важности понятия «цдака» (благотворительности)
Важность цдаки настолько велика, что она приравнивается к Торе, как сказано: «Если будете следовать законам Моим…», а о цдаке сказано: «Г-сподь создал меня в начале пути Своего». О Торе сказано: «И дам Я мир Земле <Израиля>, и <когда будете> ложиться спать, ничто не напугает вас, и уведу Я хищных зверей из Земли, и войско не пройдет по ней», а о цдаке сказано: «Результатом цдаки станет мир, покой и безопасность вовеки. И будет жить народ Мой в обители мира, и в жилищах безопасных, и в покоях тихих». <Более того>, важность цдаки настолько велика, что сама Тора сравнивается с ней, <а не наоборот, что указывает на исключительную ценность заповеди цдаки, и они могли бы быть названы> равнозначными <заповедями>, если бы не исключительная важность Торы, такая, что ничто сотворенное Всевышним не может быть выше ее, как сказано: «Превозноси ее, и она возвысит тебя; она принесет тебе почет, если ты примешь ее в свои объятия; она даст на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепную корону». И при этом сама Тора уподобляется цдаке, как сказано: «И будет нам цдака, когда будем продолжать исполнять…».
Русское слово «жертва» или «жертвоприношение» не отражает того значения, которое вкладывает в слово корбан еврейская традиция. Слово корбан родственно глаголу лекарев, приближать. Корбан приближал человека к Б-гу, конечно, не в физическом, а в духовном смысле, причем возвышенная атмосфера Храма усиливала это ощущение во время жертвоприношения. В том и состояла главная цель корбана.
Наш материальный мир состоит из четырех сред: неорганической, растительной, животной и человеческой. Неорганическая среда лишена жизни; она неподвижна и в ней отсутствует развитие. Органический мир динамичен; в нем происходят постоянные изменения: рост, развитие и увядание. Животным присущи инстинкт и ощущения. Наконец, «человек говорящий» (а не «разумный», как определяют его на Западе в соответствии с античной традицией) наделен интеллектом, воображением и свободой выбора, побуждающей его иногда действовать вопреки своей животной природе.
Когда жертвенное животное возлагали на храмовый жертвенник, «приближали» к Б-гу, этот процесс «приближения» охватывал весь животный мир. Точно так же менахот, хлебные дары, и несахим, возлияния вина, «приближали» всю органическую среду. И наконец, к каждой жертве полагалось добавлять соль, представлявшую неорганический мир, земные минералы. Соль «приближала» к Б-гу эту часть мира.
В разделе Ваикра Б-г обращается к сынам Израиля: «Когда кто-нибудь из вас захочет принести жертву Б-гу» (1:2). На святом языке эта фраза может также означать: «Человек, который принесет жертву из себя». Другими словами, человек предлагает себя в жертву и приближается к Всевышнему, вкладывая душу в свой корбан. Так храмовые жертвоприношения возвышали и приближали к Б-гу все уровни физического мира.