Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Надеюсь, на этом данная тема в моем блоге будет закрыта

Отложить Отложено

Давно уже пора оставить мне тему "евреи несут свет неевреям", но жизнь подкидывает новые материалы – на этот раз видеозапись беседы еврейского учителя с христианским проповедником, у которого к учителю только одни вопрос: почему вы (то бишь евреи) его не признали? Имеется в виду Христос (пишу с большой буквы, потому что так принято). Добрый учитель, который, на самом деле, много знает, пытается ему ответить, применяя массу научных слов, но проповеднику нужен прямой ответ. Было бы честно с его стороны откровенно спросить: почему вы его предали? Или еще откровенней: зачем вы распяли нашего Христа? Но учитель как бы не замечает этого вслух не высказанного желания прижать еврея к стенке, отвечает в рамках разумного, думая, как мне кажется, что оппонентом движет поиск истины, тяга к правде и прочим обычным вещам, но никак не агрессия, потому что разговор-то идет очень мило и цивилизованно, если не обращать внимания на то, что они постоянно друг друга перебивают – хотя как раз это можно спокойно списать на взаимную молодость.

Вот тут и возникает моя реакция, которую здесь, в блоге сайта Толдот, я хочу зафиксировать. Учителю-еврею не стоит вести беседы с христианскими проповедниками, потому что никакую истину они не ищут, но лишь пытаются публично показать всему миру, что евреи – злодеи, враги и преступники. Понятно, я сейчас пишу резко, но чего уж скрывать очевидное? Мы, евреи, – причина всем бедам и злу, потому то мы – не христиане! (Кто-то скажет, что есть же и "правильные" христиане – за евреев, они нам помогают, особенно американские пуританские фундаменталисты. Да, помогают, но насколько эти пуритане действуют в русле ортодоксального христианства?)

В свое время на Толдот выходила целая серия статей, составленных равом Арье Капланом зацаль и его раввинским окружением, в переводе и редакторе которых я участвовал. И даже есть видео. (Одно из моих первых видео вообще – я в нем еще заикаюсь, экаю и выгляжу, не могу сказать, чтобы профессионально, поэтому не привожу на него ссылку.) То есть тема мне немного знакома. Но что важно сегодня: просто хочу еще раз подчеркнуть, что нам, евреям, не стоит заниматься пропагандой иудаизма. Если честно, она вообще строго запрещена: запретили наши мудрецы много столетий назад, потому что, как показывает практика, от нее ничего хорошего не происходит.

Нет никакой полемики. Христианам нечему нас научить. А наше учение, после того как они его использовали, им уже не кажется интересным. В связи с этим мне всегда вспоминается образ Христа в "Мастере и Маргарите". Очень реальный образ, скорее всего, так и было. Пилат нашел в себе сочувствие к немного помешенному учителю-дервишу, который показан на допросе у прокуратора испуганным и слабым. Честный писатель хотел – по ходу развития сценария – описать силу учения этого дервиша, иначе для чего ломаются все копья в его романе? Но в чем сила христианского учения, как следовало бы из романа? В словах или в особых действиях? То есть в каких призывах и притчах, которые могут увлечь, позвать, встряхнуть человека так, что он оставит свою прежнюю жизнь и стремительно переродится в того, кого впору назвать праведником? Булгаков находит только один прием: у прокуратора проходит мигрень. Чудесное снятие невыносимой боли настолько потрясает римлянина, что он буквально влюбляется в оборванного еврея[1]. В конце романа они так и уходят по лунной дорожке, о чем-то оживленно беседуя. О чем они беседуют – уже неважно, потому что никаких особых слов писателем в Христе не обнаружено. Так что ничего двум героям не остается, как уйти в бесконечность без звука за кадром.

Христианство потрясло древний мир Средиземноморья. Оно принесло потрясающую новость: надо любить всех, включая врага. Если у вас будет что сказать мне о какой-нибудь другой новости христианства – буду вам благодарен. Но если оставить в стороне бред про любовь к врагам (которую, кстати, ни один христианин ни разу в своей жизни не применил), все остальное в христианстве – это или перепевы еврейской этики с некоторыми перехлестами, или откровенный бред типа "признайте меня – и будете спасены". От чего спасены, зачем спасены – все это обычно проговаривается невнятно.

Итак, рассказываем о Торе только евреям. А неевреям – показываем, как надо жить в этом мире. Причем, не живя на сцене и напоказ, а живя по-человечески в своем быту и в своих заботах, а они могут смотреть, если хотят, и делать выводы. Показываем своим примером – без всякой полемики. Что касается активных христиан – то, прежде чем приходить к нам с просьбой о диспуте, пусть изживут в себе антисемитизм. Вопрос не в том, почему мы не приняли Христа, а в том, зачем к нам с этим вопросом уже много веков пристают.

(Должен отметить, что этот материал вывешивается мной на сайте без проверки со стороны моей супруги. На то есть причины, хотя собственной смелости удивлен.))


[1] Так можно влюбиться и в таблетки акамола, если бы упаковка последних умела говорить.

Теги: Еврейское миссионерство, Мы и народы мира, Диспуты