Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Многие комментаторы пишут, что не зря наши праотцы были пастухами, хотя могли выбрать любой другой труд. Любая профессия (кроме пастуха и водолаза) по сути своей – общение с людьми, носителями проблем и забот, а это не способствует прямому общению с Богом. Наши праотцы такого общения избегали – пока не пришел Йосеф, сын Яакова. Он стал фактически царем, правителем огромной страны, – то есть максимально окунулся в тот мир, где связь с Творцом не просматривается открыто, если ее вообще можно обнаружить. Тем более то был Египет, место, максимально удаленное от Бога. И все же Йосеф из диалога с Творцом не вышел и даже еще более к Нему приблизился. Настолько он был силен и велик.
Написано (Брешит 41:55): "И стала голодать вся страна Египта, и воззвал народ к фараону (с просьбой) о хлебе. И сказал фараон всему Египту: "Идите к Йосефу, что скажет вам – то и делайте!'"
Что сказал Йосеф египтянам? – "Идите и сделайте себе обрезание". Они возмутились и явились к фараону с жалобой. Тот ответил им: «Если не хотите делать, как он сказал, почему не запаслись хлебом? Разве он не объявил вам, что приближаются годы голода?» – Сказали ему: «Мы собрали много зерна, но оно сгнило». Сказал им: «Если так, то все, что он вам скажет, делайте. Ведь повелел же он урожаю, чтобы сгнил. Теперь может повелеть, чтобы мы погибли!» – Пошли и обрезались.
Это важный момент. Йосеф остался не просто близким к Всевышнему, но он еще и сошелся с людьми настолько, что они его стали слушать. Да, стали слушать по приказу фараона, но Йосеф добился своего: египтяне обрезались, что сделать в ту пору было почти невозможно. Не было в окружении евреев обрезанных племен ни до Египта (мы помним, чего потребовали братья от жителей Хеврона после изнасилования Дины), ни в Египте (об этом говорит история с хлебом, который сгнил в стране, но не у Йосефа), ни после Египта. Обрезание – самое трудное для любого племени. Особенно для египтян, у которых неконтролируемый секс был культовым занятием. И ничего, послушались, пошли и обрезались. Дело даже не в приказе фараона, а в том, что увидели: это их спасло.
Итак, праотцы жили от мира удаленно и их влияние на людей было минимальным. Йосеф приблизился к миру максимально – стал правителем, и люди стали его слушаться. Сначала вынуждено, а потом по желанию. И если мы с вами – потомки Йосефа, который наш пастырь (см. Раши на Теилим 80:2), то и мы с вами можем так: жить полной жизнью в этом мире, не отдаляясь от него и в то же время позитивно влияя на людей. Это и называется ор легоим, "свет для гоев".
А теперь вопрос. Чтобы влиять на неевреев позитивно, надо, чтобы они нас понимали. Скажите, разве это не означает, что для этого мы сами должны доносить до гоев информацию о том, что мы делаем, зачем, как, с какой целью предпринимает те или иные действия, почему защищаемся от врагов именно таким образом, а не иначе? Это называется, кроме обычной конвенционной войны с врагами, мы должны стараться выиграть у них войну информационную, разве не так?
Многие считают, что ничего делать в этом плане не надо. Делаем, что считаем нужным делать, не особенно пытаясь расшибаться в лепешку с объяснениями. Гои все равно не поймут. Не в силу слабоумия, а потому что известно: "Эсав ненавидит Яакова", и с этим ничего не поделаешь, таков закон жизни, антисемитизм живуч настолько, что всегда перевернет все наши объяснения нам во вред и будет нас преследовать.
Другие с таким подходом не согласны. Они уверены, что чем больше мы будем стараться просвещать народы мира, тем скорее они если не совсем прекратят нападать на нас с обвинениями, то по крайней мере увидят, что двойной стандарт – не самый лучший способ противодействия нашему народу.
Если мы живем в мире людей, а не как пастухи, которым нет дела ни до чего, начиная с обыденных забот простого человека и кончая высокой политикой, то надо решать, как себя вести. Давайте даже оставим цель и желание быть "светом для гоев", ответьте: что нам полезней? объяснять свои поступки? или делать свое дело молча, поскольку все равно никого ни в чем не убедишь? Я задаю серьезный вопрос. И чтобы показать его серьезность, сознаюсь, что сам склоняюсь ко второму решению: кто хочет из народов – тот поймет евреев, а кто не хочет – это его проблемы. Хотя и не настаиваю, что я прав. Могу даже признать, что это моя провокация. (Другим словами, я – за позицию пастухов. А моя супруга, например, склоняется к позиции Йосефа, хотя порой ее охватывает отчаяние.)
Теги: Фараон, Недельный раздел Торы, Йосеф, война, гои