Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Доводится слышать, что нынешние беды на наш народ обрушились из-за того, что евреи забыли о своем еврействе. Иногда следует уточнение, какие евреи и о каком еврействе. Но в целом бытует самая общая форма.
Слыша такое, прихожу к выводу, к которому меня такое сообщение как бы подталкивает: а если бы евреи не забыли о том, что они евреи, то было бы всем нам сейчас намного лучше. Что, правда, несколько утешает: не знаю, как вы, но лично я, Реувен Пятигорский, о том, что я еврей, не забыл, а значит, беды, которые постигли народ – если по большому счету, не из-за меня! А из-за других. Нравится вам такая позиция?
Или даже так: ты тоже, мой дорогой еврейский читатель, ни в чем не виноват. Ведь кем-кем, а тобой все еврейские заповеди соблюдаются должном образом, верно? Значит, и ты вне подозрений. Нас уже двое, ну и наши узкие круги знакомых и родственников. Но вот прочие евреи – да, с ними что-то явно не в порядке, отсюда атака террористов на южные израильские селения, война с боевиками Газы, необычный всплеск антисемитизма по всему миру и прочие трагедии.
Извините, но на этом пути, если мы согласимся с обличителями, нас подстерегают два крайне неприятных момента. Во-первых, возможно, все дело как раз в нас с тобой, мой далекий и не известный мне еврейский друг и читатель. Как только мы пришли к выводу, что мы здесь не причем, выстрел, сделанный автором заявления о том, что евреи-де не соблюдают Тору, оказался холостым, он не достиг цели, был произведен напрасно. Ибо так подумали не только мы с тобой, но и все остальные. Тогда зачем автор заявления вообще открыл рот? Кого он хотел образумить, если мы, все как один, гордые праведники?
Во-вторых, верно ли такое заявление по существу? Не буду говорить о вине самого народа – не это является темой моей заметки. Но давайте посмотрим, не нарушен ли этим автором запрет.
Есть два почти одинаковых запрета: лашон-ара и рхилут. Первый – это когда еврей Y говорит еврею V плохие вещи о еврее U. Он говорит правду, иначе это было бы нарушением банального запрета на ложь. Однако это неприятная правда – и она категорически запрещена. Кому неприятная? Допустим, самому еврею U. То есть к примеру, мне нельзя сказать вам, что такой-то условный еврей забыл о своем еврействе. Это лашон-ара. И уже на этом уровне, не переходя к рхилуту, можно закончить. Некто рассказал о плохом поведении всех евреев мне. То же самое он сказал вам. И третьему еврею. И четвертому. То есть он всем сказал. Один большой запрет был растиражировал на множество подобных, он размножился, расклонировался. Но запретом быть не перестал.
Итак, если некто заявил, что сегодняшние несчастья обрушились на нас по той причине, что кто-то не соблюдает Тору, или потому, что многие забыли, что они евреи, или в силу ряда других причин – то это лашон-ара и говорить так нельзя. А если учесть еще один утяжеляющий фактор: вина была возложена не на одного-двух, а на весь народ, то это вообще диба, наговор тотального характера. Что безусловно запрещено.
Правда, мы забыли об одной детали: ко мне пришел еврей и не просто заявил, что весь народ вел себя плохо. Нет, он передал мне, что такое заявление сделал некто третий. Поэтому придется привлечь определение рхилута. Это когда еврей Y говорит еврею V, что еврей U сказал о нем, о еврее V, плохую вещь.
Наш случай отличается от этого только тем, что сказал он не о еврее V, а обо всем народе.
Это и есть гибридная смесь лашон-ара и рхилута. Некто сказал мне (я и есть еврей V), что, по словам такого-то "специалиста", все наши беды из-за тех, кто забыл, что они евреи.
Если я вас еще не запутал, то вы согласитесь, что перед нами чистый случай запрещенной речи.
А вот на вопрос: как тогда показать народу, что́ ему делать? – ответ далеко не очевиден. Во-первых, тут надо быть специалистом, который знает, как на самом деле надо поступать народу. Много вы знаете таких специалистов? Во-вторых, специалист сразу как бы выводит себя за рамки нарушителей, которых он пришел обличить. А это не самая верная моральная позиция. В-третьих, функцией обличителей обладали исключительно еврейские пророки. Они обличали, клеймили, я бы сказал – шельмовали – но и пророчествовали, т.е. говорили: вот что произойдет, если вы, евреи, не одумаетесь и не исправитесь. Рамбам пишет, что проверяем пророков, т.е. отделяем их от лже-пророков, очень простым способом: смотрим, исполнились ли пророчество.
Верить такому пророку или не верить – каждое поколение решало само. Обычно им не верили. Обычно их преследовали и даже убивали, но не потому, что правда колола глаза нарушителям, а потому что люди просто говорили такому пророку: ты пришел нас обличить, а где твоя заповедь "любить евреев"? Где твое соблюдение запрета на дибу? Уже не подобен ли ты 12 разведчикам, которые оговорили Святую землю во времена Моше рабейну?
Кстати, кто осудил тех разведчиков? Йеошуа бин Нун и Пинхас? Осудил их пророк Моше, который вынес вердикт: вы виновны! В наше время подобные решения может принимать только раввинский суд (а Моше в свое время и был таким судом). Раввины коллегиально могут прийти к постановлению указать народу, в чем он виноват и как ему следует исправиться.
Но не частное лицо в наше время, когда нет пророков. Пророки приходили и говорили от имени Всевышнего. Они не хотели, как правило, идти, потому что это – не что иное, как откровенное нарушение запрета на дибу. Но Небеса посылали их насилу. Читайте, Йону!
Еще один пример – слихот, которые мы произносим до Йом-Кипура. Весь текст там – просто чистое самообвинение: мы и плохие, мы и преступники, и не зря мы Тобой наказываемся. Почему такой вид само-дибы уместен? Потому что это раввинское решение. Текст написан руководителями поколений, поэтому он работает! Другой формы самообличения у нас нет.
Ой, чуть не забыл об одной важной тонкости. Когда нам говорят о том, что евреи сами виноваты, часто под этим протаскивается идея, что виноваты "нерелигиозные" евреи – со своим свиными магазинами, парадами гордости и с тем, что на уровне государства не борются с миссионерами, а те ужас что делают (то есть бороться обязано государство, но оно и в ус не дует). Это отдельная большая тема. Тут укажу лишь на один момент: получается виноваты они, а не мы. Если б не они, мы бы жили в Ган-Эдене под вечно цветущей вишней. Удобная позиция, главное – нам делать ничего не надо, а только проклинать наших нерадивых соплеменников. Если так, то зачем обвинители обращаются к нам, а не к нашим нерадивым соплеменникам? Неужели задумали поднять нас на борьбу за Тору путем атаки против парадов гордости? Получается, что мне "втирают" о том, что я и мои верующие евреи не настолько крепки в вере, коли не воюем с хилоним, "нерелигиозными". А это, как мы уже выяснили, навет на религиозных. И лашон-ара на них же.
Не еврейский это жест – прорваться к трибуне и, ткнув палец в северный Тель-Авив, начать кричать, что они, только они виноваты во всем. Не еврейский прием, если не сказать резче. Чисто анти-Тора.
Итак, не знаю, как вам, а мне как-то тяжело верить тому, кто скажет, что евреи плохие, поэтому и страдают. Плохим могу быть только я, это обвинение я могу еще принять. И постараюсь исправиться. Если вы тоже хотите исправиться и просите меня о помощи, то чем могу, тем и помогу – исправляться будем вместе. А за других говорить не велит великий еврейский запрет на лашон-ара, рхилут и дибу. Да будет нам всем в этом помощь Всевышнего!
Теги: Пророки, лашон-ара, Еврейский народ