Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Признак невежды — похвальба»Книга Зоар, Балак 193, 2

«Нет» против «да» — кто победит?

Отложить Отложено

Текст у меня уже готов, осталось вписать пару-тройку вопросов и дать ответы. Но вот я подумал, что если сначала дам текст, потом вопросы, то у вас не будет времени подумать над ответами, потому что такова природа читающего интеллигента – он читает без остановки на размышления. Или я ошибаюсь?

Так или иначе, первый вопрос. О ком из людей, живших до Потопа, можно сказать, что папа, мама и сын были одного возраста?

Второй вопрос. Кто был самым долгоживущим из тех, чьи имена приведены в книге Брешит?

А теперь собственно текст моей заметки. В каникулы позвонил внук и сказал, что они (это семья нашей дочери) едут на море и хотят взять меня с собой. Я на море лет сто не был. Так давно, что уже не помню, кто я – сын моря или сын гор? И море я любил безумно; мое место – Крым, я там месяцами проводил, даже студентом, даже за счет учебы; но мое место – и горы тоже, я "по Грузии лазил", да и в Крыму "ходил" по отвесным горным стенкам в Сердоликовой бухте. Так что очень мне захотелось поехать с внуками на море – и я дал согласие, правда подчеркнув, что только постараюсь, потому что "у меня Талмуд". А вечером перед поездкой оказалось, что поехать не могу, потому что "у меня Талмуд". Внук возмутился: "Но ты же сказал, что поедешь!" Ужасная история, самому стыдно.

Вот и подумалось. Почему, если я на чью-то просьбу говорю "нет", а он хочет "да", но я продолжаю гнуть свою линию "нет", но и он гнет свою линию "да", так что в конце концов я говорю "да" – он радостно уходит, и теперь я уже не могу сказать "нет", почему? Ведь эти "да" и "нет" одинаковы, нет? Почему я как бы дал обязательство в том, что от меня просят, но не дал обязательство в том, что хочу сам? Мои "да" считаются, а мои "нет" никому не интересны.

Попробуйте поиграть в эту игру с ребенком. Да и с лютым взрослым тоже. И увидите, что то, что ему надо, – это обязательство с вашей стороны, а то, что не надо ему, но надо вам, – пустые слова.

Да потому что каждый хочет получить от другой стороны (которая ему что-то дает или разрешает) желаемое. Поэтому остальные варианты для него не существуют.

Так произошло с Биламом. Он спросил ангела: идти ему проклинать евреев или не идти? Ангел сказал: не иди. Кажется, на этом кончается диалог, или, если хотите, обмен мнениями. Но это он для нас кончается, а для Билама только начинается, он снова просит разрешение. Так бы и просил, как ребенок конфету, пока не получил то, что хотел. И теперь, извините, ангел своего разрешения отменить уже не может! Так устроен человек, а не только Билам.

То же самое с обещанием. Сказано в недельной главе, что, если дал обещание, обязан его исполнить. Причем даже тогда, когда его исполнение тебе невыгодно или по какой другой причине. Посмотрите сами в Дварим 23:24.

На самом деле, если я прошу то, что мне нужно, нужно остановиться на первом заявлении. Если мне не дают – значит, не дают. Просить дальше – уже настойчивость, которая граничит с нарушением. Ну а как поступить, когда просят у нас – это уже смотря по обстоятельствам.

Знаю одно, совет "если сказал ребенку, что в случае невыполнения твоего задания он будет наказан так-то и так-то (надеюсь не очень сильно, а чисто символически), то если он его не выполнит, надо наказать, иначе твоему родительскому авторитету грош цена" – от этого совета откажитесь. Не еврейский совет. Старайтесь никого не наказывать, особенно детей. Не знаю как вы, а я к своему родительскому авторитету равнодушен… Впрочем, случалось и наказывал, теперь простить себе не могу.

А теперь ответы. На первый вопрос: это Адам, Хава и Каин. Написано, что появились они на свет в один день.

Второй вопрос. Это Наама, сестра Тувал-Каина, так написано в Брешит 4:22. Согласно мидрашу Хизкуни, они были близнецами. В следующем стихе написано об убийстве. Раши комментирует, что речь идет об убийстве Лэмехом Тувал-Каина. Пожаловались на него Адаму. Сказано, что сразу после этого у Адама и Хавы родился Шэт. Шел 130 год миру (так написал Раши на стих 24). Итак, Наама родилась до 130 года.

Тот же Раши написал на стих 23, что Наама была женой Ноаха. А Потоп случился в 1656 году. Получается, что она была со всеми на ковчеге, когда ей исполнилось примерно 1530 лет. А ведь она еще жила после Потопа. (Кстати, Мтушэлах прожил только 969 лет.)

Был еще один человек, который прожил даже больше четверти срока, отпущенного всему миру. Но заметка и так получилась длинной. До встречи!

Теги: Мусар, Праотцы, Недельный раздел Торы, Хумаш, Этика