Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Зная наших евреев, отмечаю, что многие – не все, но значительное число – могут отдать на цдаку практически все, что имеют. И остановить их трудно.
Приходит муж домой, просит разогреть ему любимый помидорный суп, а жена говорит, что, видишь ли, у нас тут соседка заболела, совсем бедняжка слегла, я ее уже навестила, навела в квартире порядок, ты же знаешь, сколько у них детей, и отнесла им еду, ведь она совсем слаба, и суп отнесла и твою любимую гречневую кашу, все отнесла, мне ее так жалко, так жалко! Муж вздыхает и идет делать себе яичницу.
Или тот же муж, но в другой семье. Приходит домой и говорит, что у них в колеле сын одного авреха женится, надо собрать деньги, все скинулись, я тоже обещал дать тысячу шекелей, нельзя ему не помочь, они настоящие бедняки. – А мы, значит, богатые? – спрашивает жена. – Не богатые, но у нас больших трат вроде не предвидится, надо помогать другим евреям, ты, дорогая, согласна? – И дорогая согласна, что тут поделаешь.
С этим явлением знакомы все. Есть среди нас такие, что готовы с себя рубашку снять, лишь бы помочь тем, кто нуждается. Это называется эмпатией, повышенным чувством сопереживания. Такое чувство в дозированной дозе похвально, этому мы учим своих детей, но не впадают ли некоторые из нас в крайность?
Понятно, что учить людей помогать нуждающимся не надо, но остановить их от чрезмерности – почему нет?
Иногда и мы нуждаемся в чьей-то помощи. Однако у явления есть две стороны. Тора говорит: от помощи другому не отклоняйся. Но это, когда можешь помочь. Причем решать придется тебе со всей семьей: отдашь больше, чем допустимо, – пострадать могут твои дети и твой муж (или, что еще хуже, твоя жена). Не будь праведницей (праведником) больше, чем позволяет семейный бюджет.
Так или иначе, слишком щедрым надо научиться, что называется, немного уклоняться от помощи бедным. И это не против Торы, это именно то, что она от нас хочет. Не разбазарив своих средств, ты продлишь себе жизнь, а значит и дальше продолжишь помогать другим.
Впрочем, в еврейской истории не все заботились о себе. И это притом, что есть закон, согласно которому отдают на цдаку не больше пятой части состояния. Но сей закон – уж точно для полных праведников. Хотя были и такие, что на одной пятой не останавливались. Все знают историю про человека, который пошел купить приданное для дочери, однако, следуя своему обычаю все раздавать, раздал деньги сборщикам цдаки на рынке. Буквально бежал за ними и всовывал в руки. Осталось несколько монет, купил на них пшеничных зерен, чтобы сварить похлебку на эрусин, помолвку: ешьте, дорогие гости! И бросив эти зерна в сарай, пошел учиться в синагогу. Как раз изучал Талмуд (Таанит 24а), там о нем и написано. Прибежала жена, глаза испуганы: сарай не могу открыть, оттуда зерно во все щели сыплется, дверь не откроешь. (Отсюда видим, раньше у сараев двери открывались внутрь. Строители почему-то не предвидели чудес.) Посмотрел он на жену строго и говорит: это зерно не для нас. Мол, результатом чуда человек пользоваться не может, если оно произошло для него. (Почему? Потому что сколько от чуда возьмешь себе, на столько будет у тебя снято с награды в грядущем мире.)
Подобное поведение – только для полных праведников, сыновей полных праведником, даже внуков полных праведников. В заслугу их отцов им и было дано! А у нас какая заслуга отцов? В лучшем случае она будет у наших детей, т.е. наша заслуга, если у них самих получится быть полными праведниками. Дай-то Бог!
Есть несколько ступеней того, что Торой названо обязанностью разделить страдание с ближним (т.е. с любым евреем).
1) Минимальная реакция на чужое горе, когда человек отмечает про себе: вот страдают люди. Не отворачиваться о них
2) Человек примеряет к себе, насколько он может помочь в конкретной обстановке. И начинает действовать!
2.1) Он не просто ждет, когда повстречает того, кому надо помочь, он активно и деятельно таких высматривает.
2.2) Человек испытывает страдание, когда видит страдание другого, пусть даже это его сострадание уровнем ниже, чем у попавшего в беду, но это явно болезненное чувство.
2.3) Поиск того, кто может помочь попавшему в беду, если мы сами не может помочь.
2.4) Не только помощь, но и продолжительное участие. Т.е. не бросаем того, кому плохо, а деятельно помогаем ему, пока его беда и страдания не пройдут.
2.5) Молитва и готовность принять на себя такие же страдания, если Небесам это необходимо – для помощи другому еврею.
2.6) Полный отказ от собственных интересов ради тех, кого мы спасаем.
Вот и надо найти свою ступень на этой высокой лестнице.
Читаем недельный раздел Торы (Шмот 23:5): "Когда увидишь осла своего недруга, упавшего под своей ношей, не устраняйся от того, чтобы развьючить его; обязательно развьючьте вместе". Раши спрашивает: что означают слова "не устраняйся"? разве нормальный человек может удалиться, чтобы не помочь?
Тора говорит: недостаточно просто подойти и начать разгружать. Надо сделать так, чтобы само наше сердце было настроено на помощь – независимо от нашего отношения к тем, у кого возникли проблемы. Даже если случай произошел с ненавидящим тебя, ты не можешь пройти безучастно мимо.
Теги: Мусар, Недельный раздел Торы, Этика