Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Превышение скорости: повод для урока еврейской этики

Отложить Отложено

Этот пример, как и предыдущий, я взял из израильских книг, после чего адаптировал.  И снова о тремпистах. Ехал человек домой, видит – стоит на обочине фигура и пытается остановить попутку. Останавливаться было неудобно – точно на спуске, но наш еврей, добрая душа, остановился, подобрал попутчика и оказалось не зря: все дорогу они приятно проговорили и уже почти добрались до города, как въехали в могучую, слабо подвижную пробку: тяжелый грузовик тащился по единственной полосе, а за ним – куча нетерпеливых легковых автомобилей. Это могло продолжаться километра четыре, в то время как слева – белая полоса и обратно мало кто едет, вот наш водитель и рванул вопреки правилам налево, а потом, обогнав всю пробку, спокойно въехал вправо, – и так они добрались домой. А когда тремпист выходил, он сказал тода, спасибо, и добавил, что работает офицером полиции и обязан выписать штраф за явное нарушение правил вождения. Выписал и ушел. Оставив нашего героя в полном недоумении: и это благодарность за то, что он его подвез – да еще с такими удобствами? Нет, куда только катится мир!

Вопрос: у того полицейского, который был даже не в полицейской форме, совесть есть? Ведь на лицо очевидная неблагодарность. Разве он правильно поступил?

Что интересно: мог бы сразу сказать, что так поступать нельзя, еще в начале всей операции по заезду за белую полосу. Или после. А так досидел до конца, дождался, кода его подвезут куда нужно и только после этого ответил черной неблагодарностью!

А если вы сходу ответите, что правильно сделал, то вы святые люди! Представьте себя на месте того шофера. Приятно вам получить такой штраф? (Нет, понятно, сейчас кто-то из вас скажет: а я не такой, я бы на его месте правила бы не нарушал, поэтому нечего ему жаловаться. Да, знаю, вы никогда ничего не нарушаете. Но сейчас речь идет о неблагодарности, а не о нарушении. Была ли проявлена неблагодарность в нашей конкретной истории?)

И как нашему еврею думать об этом полицейском? Ведь он, наш еврей, вполне себе религиозный человек. Знает, что даже обидчика надо простить. И обосновать его действия лекаф-зхут, т.е. найдя оправдывающий его мотив. Например, полицейский ехал и размышлял, штрафовать или не штрафовать. В конце, когда приехал, решил, вздохнув, что все-таки надо выписать штраф.

Рассказывают, однажды к Стайплеру обратился один еврей, который попал в такую же ситуацию: превысил скорость на дороге. Но кончилось у него много хуже: он сбил пешехода. Объявили суд, вот он и пришел попросить у мудреца благословения. Стайплер сказал просто: решается вопрос – убийца ты или нет, но ты почему-то хочешь выиграть в суде. Тебе не стыдно?

А вот вам еще одна история. Ради нее я и взялся за этот пост. Человек ехал с превышением скорости, но, когда заметил издалека полицейского у кромки шоссе, который наблюдал за движением, снизил скорость и подъехал к тому месту в надежде, что полицейский ничего не заметил. Но тот заметил и показал, что надо остановиться. И тут нарушитель увидел, что это Шломо! Старый его знакомый, он с ним молится по субботам в одной синагоге, уже много лет. Никакой дружбы не водили, встречались только в синагоге, но всё же! Неужели Шломо его оштрафует? Понятно, что штраф по закону надо выписать, но тогда как он будет смотреть на провинившегося во время молитв? Нет, это непросто взять и оштрафовать того, кого ты видишь еженедельно в синагоге. Остановился, вышел, стал сбивчиво объяснять, что торопится домой, что жена просила не задерживаться, что сегодня приходят в гости ее родители, надо помочь ей на кухне: баранина, овощи нарезать, то-сё. Ну ты понимаешь, Шломо? Шломо кивнул: да, я понимаю. Посиди в машине, сейчас я тебе напишу. Вернулся нарушитель в машину, закрыл окно, сидит печальный. Так разве поступают со знакомыми? И пишет что-то подозрительно долго. Наконец тот написал. Просунул написанное ему в щель окна, которое водитель специально не до конца открыл, сел в свою полицейскую машину и уехал ловить других нарушителей. Посидел наш герой в машине с четверть часа, достал бумагу, развернул ее и стал читать:

"Дорогой Яков! Несколько лет назад у меня была дочь. Ей было шесть лет, когда ее задавил автомобиль, который ехал с превышением скорости. На суде ему дали три с половиной месяца. Он вышел на свободу и смог продолжить жизнь, обнимая трех своих детей. У меня была одна дочь, я не могу ее обнять. Встречусь с нею только на Небесах после смерти. Тысячу раз я заставлял себя простить того человека. Попытаюсь сделать это снова, теперь. Молись за меня, будь осторожен на дороге. У нас с женой есть только один сын, он недавно родился. Это все. Шломо".

Если вернуться к нашей первой истории, то тема благодарности, к которой взывал незадачливый шофер, подвезший тремписта-полицейского, присутствует во многих рассказах Торы о наших праотцах. Египтяне гнались за евреями, вчерашними рабами, уходящими из Египта. Подошли евреи к морю, оно расступилось, но когда в разрыв водной стихии бросились египетские колесницы-тачанки, воды сомкнулись. И это очень странно. Перед этим было сказано, что евреи вышли вооруженными. Почему не воевали? Почему дожидались чуда. Что им помешало? Ведь потом успешно воевали с другими народами, мешавшими им войти в Страну, победили Амалека! В чем причина страха перед египтянами?

Хатам-Сойфер пишет, что страха не было. Просто не могли воевать и убивать тех, кто им помог в тяжелые года голода, приютил их, накормил и дал для проживания целую страну Гошен. Это и есть благодарность.

Или возьмем Йосефа. Жена Потифара буквально напала на него, сорвала одежду, а потом использовала наличие этой одежды в ее руках для обвинения – и Йосеф попал в темницу на много лет. Почему? Почему не вырвал силой свое платье, чтобы лишить ее всяких аргументов? Ответ: то же самое чувство благодарности. Жена Потифара – владелица латифундии, где Йосеф работал. Он от нее и ее мужа видел только хорошее. Как Йосеф мог применить против нее силу!

"Увидело море – и побежало" (Теилим 114:3). Побежало = расступилось. Спросили ришоним: почему вдруг побежало? Да потому что о Йосефе сказано: "И спешно выбежал (от нее)" (Берешит 39:1). Йосеф был благодарен жене своего господина и не сделал ей зла. Евреи были благодарны египтянам – и не воевали с ними. Потому что нельзя быть неблагодарными. А Всевышний всегда нам поможет! Если мы заслуживаем Его помощь.

ПС. Некоторые видят в рассказанной выше истории вариант басни "О лягушке и скорпионе". Там скорпион уговаривает лягушку перевезти его на другой берег, обещав ее не кусать. Но все же укусил, потому что, видите ли, такова его природа. С нашей историей ничего общего: полицейский обязан штрафовать нарушителей, иначе последние, ндБ, всех нас передавят. Оштрафованный должен был бы его поблагодарить. А то, что он посчитал своего трамписта неблагодарным – это он, конечно, поторопился, вы согласны?

Что касается второй истории, то она была рассказана заодно с первой – чтобы показать, насколько сложно оштрафовать того, кто тебя подвез, или того, кого ты знаешь (например, по синагоге). Впрочем, письмо, написанное вместо штрафа, оказалось сильнее штрафа.

Два эпизода в Египте – с Йосефом и у моря – учат, что потому мы и были спасены чудом расступившегося моря, что умеем быть благодарными. – Извините, что всё разжевал и поставил i под точками.))

И вам желаю счастливых исходов во всех обстоятельствах! (Хотя удачей злоупотреблять не стоит.)

Теги: Мусар, Недельный раздел Торы, Этика