Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Сказано в Талмуде про пьяного человека (трактат Эрувин 65а), что его сделки считаются сделками правомочного человека (который полностью отвечает за свои поступки). Еще сказано, что, если нарушил запрет, наказывается согласно закону, а если ему полагается смертный приговор, его убивают по суду. После чего следует общее правило (посмотрите сами, отрывок написан на святом языке, не по-арамейски): в любом положении закона он считается обычным человеком, кроме одного – он свободен от молитвы. (Ибо, если выпил, какая тут молитва?)
Пришел великий учитель раби Ханина и добавил: все это касается человека, который не напился подобно Лоту. Но если напился как Лот – свободен от любого наказания (которое ему полагается за деяния, совершенные во время алкогольного опьянения).
Так звучит и закон. См. Шульхан-Арух, Хошен Мишпат 235, 22; Рамбам, Законы "назира" 1, 12.
Как видим, с Лота взятки гладки. И это очень странно, потому что, с одной стороны, понятно, что нельзя судить человека, который нарушил запрет ненамеренно, не отдавая себе отчета, не обладая полным и ясным сознанием. Ведь неподсудны же дети (чтоб они были здоровы!), а также взрослые носители умственных изъянов (пусть тоже выздоравливают).
Но с другой стороны, есть те, кто возражает. Например, Мааршаль пишет: получается, что, стоит человеку специально напиться, чтобы совершить правонарушение – и он свободен от наказания? Понятно, что нет!
А почему нет, спросим мы. Да потому что напился-то сознательно, а значит, несет ответственность за свои плохие дела.
Ну так ведь и пьяница напился сознательно. И даже Лот! Его никто не заставлял пить, чтобы потом лечь со своими дочерями.
Нет, понятно, что мы знакомы с пьяницами, которые пьют в своей стране поколениями, не просыхая, и даже приезжают в таком состоянии в Израиль. Тут не скажешь, что напился осознанно, потому что свой народ и культуру эти люди не выбирали, а взяли что есть. И все же еврейский закон к ним снисходителен – как только они достигнут отметки Лота.
Определение для этой отметки в еврейском законе тоже дается: это тот, кто не помнит, что с ним было, пока не протрезвел.
Ну так мы знакомы с персонажами (независимо от их национальности и культуры), которые вершат свои дела, будучи вполне трезвыми людьми, и тем не менее не помнят, что кому-то сделали плохо. Так и будут отпираться: я? навредил? да не может быть!
И сидят спокойно на нашем уроке и кивают головой, когда речь заходит о злодеях: да, жуткие люди, мы не такие, мы плохо никому не делаем. Ну, чем не Лоты, не помнящие родства, своих деяний?
Еще раз: почему Лот свободен от любого наказания? Нам повторяют, что он не был бар-даат, человеком, находящимся в ясном уме, доброй памяти и четком сознании.
Отлично, говорим мы, тогда любой, кто находится в высшей точке аффекта, тоже претендует на статус Лота! Гнев выключил его мозги, он не виноват. Вам это знакомо? Кто-то накричал на свою жену, потому что разгневался. Скажи ему, что другой человек, не он, орет на своих любимых, наш герой, находясь в спокойном состоянии, осудит такого и не простит.
Это то, что называется тяжелым чувством похмелья: ой, что я натворил, если верно все, что про меня рассказывают.
Получается, что человек, сознательно введший себя в состояние гнева (а несознательного гнева не бывает, потому что нет такой психиатрической школы, которая бы назвала бытовой гнев или хамство психиатрическими заболеваниями), искусственно добивается снисхождения от еврейского закона.
Кажется, ни раби Ханина, ни Рамбам не были знакомы с настоящими Лотами. А мы с вами знакомы. И включить сюда надо не только тех, которые пьют без меры, но и тех, кто в состоянии как бы аффекта без меры обижают или оскорбляют других людей. (Тут меры не бывает: нахамил однажды – вот ты и хам, ндБ.)
Скорее всего два действия надо объединить: пьянство (или, скажем, "праведный" гнев) и поступок, который совершен в состоянии пьянства (или гнева). Запрещается вводить себя в такое состояние. Если ввел – получишь наказание. Какое? А ровно такое, которое полагается сознательному (не умственно отсталому) за то, что он учинил – если, конечно, учинил.
Как видим, история пьяного Лота относится и к нам. Что мы делаем, чтобы не оказаться в состоянии психа, потерявшего контроль над собой и обижающего жену, ребенка или других людей?
С вами такого не бывает? Если не бывает, совсем не бывает, то вы не читатель моих статей. С чем и поздравляю.