Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Времени, как часто бывает, в обрез. Уже ночь. Буквально через несколько часов улетаю в Киев на семинар. А тут вспомнил, что еще не постил в блог. Поскольку обещал – посщу (или постю?).
Тема последнего урока на ТиВиТолдот – против лицемерия. "Быть снаружи таким же, как внутри". Приведу две истории из конспекта, составленного для того урока. И одну историю – бомба! – из мидраша.
** **
Первая история.
Рав Йеуда Цадка (руководитель ешивы Порат-Йосеф). В ночь с четверга на пятницу обычно учился до утра, сидел над Талмудом. Но однажды вечер четверга застал его далеко от дома. Вернулся уже ближе к утру. Тем не менее, пошел к первому миньяну в синагогу. Там его ждал ученик. Они сели учиться – хотя до молитв оставалось с четверть часа. (Такое правило: если есть свободная минута для учебы – садись учиться тут же!)
Прочитали несколько предложений – как вдруг рав Цадка отложил книгу в сторону. Объяснил: сейчас придут люди учиться. Увидят меня, сидящего над книгой, и подумают: вот, наш раввин, как всегда всю ночь учился, наверное – все семь часов. А это не так! Поэтому не буду их обманывать. Сегодня ночью я не учился.
[Не знаю, но меня этот короткий рассказ потряс. В том смысле, что я бы тут не усмотрел даже пыли от нарушения. А ведь если подумать – самое чистое притворство: смотрите, какой я умный и прилежный в Торе. Вы только проснулись – а уже несколько часов за книгами. – Так я мог бы рассуждать, обложившись фолиантами. – Но прочел эпизод из жизни рава Цадки – и у меня в следующий раз уже не получится сыграть такой концерт, сорвав аплодисменты в зале.]
** **
Вторая история.
Раби Зисель-Симха, он же Саба из Келема. Однажды он и его тесть, оба дали зарок никогда ни говорить и ни делать ничего, что не является полной правдой.
Но вот, его тесть заболел. Лежал дома и тяжело вздыхал и охал. Все за него очень переживали.
Зашел его навестить зять, раби Зисель-Симха. Посидел рядом с ним – а потом ушел. И тесть перестал вздыхать и охать.
Спросили – что случилось? Какое он принес тебе лекарство или сгулу?
Ответил, что раби Зисель-Симха ничего ему не принес, но напомнил про обет, который они дали на двоих. Сказал – не утрирую я ли свои боли тяжелыми ахами и охами? Если так – то это не совсем правда.
Вот я и подумал (говорит его тесть своим ближним), пусть тело болит и стоны получаются сами по себе – но уж лучше держаться, сжав зубы, и не издавать ни одного жалостного звука, чем нарушить обещание во всем быть честным до конца.
[Я тут сам недавно болел. Скажите, ну почему я не услышал этой истории до того, как слег в постель? Ах, как жаль.))]
Третья история. Отрывок из Мидраша "Авот де-раби Натан", глава 38.
וכשתפשו את רבי שמעון בן גמליאל ואת רבי ישמעאל ליהרג, היה רבי שמעון בן גמליאל יושב ותוהה בדעתו ואומר: אוי לנו שאנו נהרגין כמחללי שבתות וכעובדי כוכבים וכמגלי עריות וכשופכי דמים.
אמר לו רבי ישמעאל בן אלישע: רצונך שאומר לפניך דבר אחד?
אמר לו: אמור.
אמר לו: שמא כשהיית מיסב בסעודה באו עניים ועמדו על פתחך, ולא הנחתם שיכנסו ויאכלו?
אמר לו: השמים אם עשיתי כן. אלא שומרים היו לי יושבין על הפתח, כשהיו עניים באים היו מכניסין אותן אצלי, ואוכלין ושותין אצלי, ומברכין לשם שמים.
אמר לו: שמא כשהיית יושב ודורש בהר הבית, והיו כל אוכלוסי ישראל יושבין לפניך, זחה דעתך עליך.
אמר לו: ישמעאל אחי, מוכן אדם שיקבל את פגעו.
Когда приговорили к казни раби (рабана) Шимона бен Гамлиэль и раби Ишмаэля, раби Шимон бен Гамлиэль недоумевал: "Увы, нас казнят, как нарушителей субботы или как идолопоклонников, или прелюбодеев, или убийц". (Т.е. нас не за что убивать. Тогда почему небо приговорило нас к смерти?).
…Сказал ему раби Ишмаэль бен Элиша: "Возможно, давал ты урок на Храмовой горе, и все евреи сидели перед тобой, и ты этому был рад". (Т.е. тебе понравился твой урок.)
Ответил ему: "Да, за такое стоит ответить (готовностью к жестокому наказанию)".
[Человек дает урок – и адреналин кипит в его крови, он себе нравится, он считает себя успешным учителем. – Что ни говорите, а такой урок считается данным не в честь небес, не бескорыстным, а – себе, что называется, во славу.
И тот, кто испытывает подобного рода радость (кто любит себя и гордится собой – используя для самовлюбленности именно урок Торы), тот нарушает.L
А я от себя добавлю – не просто преступает запрет учить Тору в корыстных целях, но еще и притворяется праведным учителем. А это уже чистое лицемерие.
Нам оно надо?]
** **
Всем привет, счастливо оставаться. Улетаю.
Теги: Видео-урок, Недельный раздел