КУХНЯ, ГДЕ РАБОТАЮТ НЕЕВРЕИ10 октября 2011 года, 17:35 Заканчивая тему бишулей акум, поговорим о решении проблем, возникающих на кухне, где работают неевреи. Как избежать запрета бишулей акум? Этот вопрос актуален во всех странах, в том числе в Израиле, где за последние годы появилось множество арабов, работающих поварами в гостиницах, ресторанах и кейтерингах. Правило здесь такое: если в процессе приготовления пищи, помимо нееврея, принял участие еврей, и его помощь была ощутимой, то пища не запрещена. Вопрос только в том, какую помощь считать ощутимой, и как часто бывает, единого мнения среди комментаторов Талмуда не оказалось. Шульхан Арух (יו"ד סי' קי"ב סעיף ט') принял мнение тех комментаторов, которые требовали, чтобы еврей поставил кастрюлю на уже зажженную плиту или в духовку, только после этого разрешали переложить процесс приготовления пищи на нееврея[1]...
Читать дальше
|
РЫБА, ЗАКОПЧЕННАЯ НЕЕВРЕЕМ3 октября 2011 года, 12:34 Пришло время поговорить о копченой рыбе - не возникает ли с ней проблема бишулей акум? Как было уже упомянуто в предыдущих "постах" этого блога, копчение на дыму не попадает под запрет пищи, сваренной неевреем. Поэтому рыбу холодного копчения, приготовленную только под воздействием дыма, можно есть, согласно всем мнениям[1].Проблемы возникают с горячим копчением. Технология этого процесса, насколько она мне известна, такова: рыба вначале всегда высаливается, после чего ее помещают в специальную печь, и там при помощи жара и дыма она превращается в ароматный деликатес. То, что выпекал нееврей – запрещено, но то, что он коптил на дыму – разрешено...
Читать дальше
|
Сага о нянях - לעלוי נשמתו של אדמו"ר מאונגוואר הרה"ג רב מנשה קליין זצ"ל27 сентября 2011 года, 09:32 Не так давно я получил письмо следующего содержания:Здравствуйте, р. Моше. Я прочитал, что есть проблема оставлять дома няню нееврейку, т.к. есть опасение, что она может раскашеровать посуду, а мы об этом даже не узнаем...
Читать дальше
|
ЦАРСКИЙ СТОЛ И ЛЮБИМЫЙ НАПИТОК МИЛЛИОНОВ24 сентября 2011 года, 15:20 Продолжим разговор о законах בישולי עכו"ם т.е. пищи, сваренной неевреем. Следует знать, что мудрецы не запретили блюдо, сваренное неевреем, если оно "не попадает на царский стол". Причина исключения понятна: ведь запрет был введен, чтобы исключить совместные трапезы, приводящие к излишнему сближению, а "плебейскими" блюдами, вроде консервов из разряда "завтрак туриста" или "бычки в томатном соусе", мало кто станет угощать даже самых простых гостей...
Читать дальше
|
БИШУЛЕЙ АКУМ - пища, сваренная неевреем20 сентября 2011 года, 10:57 В Шульхан-Арухе сказано, что в "Десять дней тшувы" даже те, у которых принято есть нееврейский хлеб (פת פלטר), должны от него отказаться. Значит, есть необходимость в эти дни отдалиться от нееврейской среды дальше, чем в обычное время. Поэтому мне хотелось бы напомнить читателям некоторые законы בישולי עכו"ם т.е. пищи, сваренной неевреем...
Читать дальше
|
Чья черешня?30 августа 2011 года, 05:06 Несколько лет назад я посадил у себя дома черешневое дерево, но оно не плодоносило. Умные люди посмеялись надо мной: черешне нужна пара для переопыления! Я внял их совету, но места для второго дерева на моем крошечном участке не было, поэтому с разрешения соседа посадил черешню на его участке. Но мое дерево не обратило внимания на соседку и упорно отказывалось даже цвести. С горя я спросил рава, не нарушу ли я заперт баль-ташхит, если выкорчую упрямое дерево и посажу вместо него другое....
Читать дальше
|
Снова к теме маасер-ксафим19 августа 2011 года, 09:41 Недавно заданный вопрос: насколько легитимно колелю договориться с аврехом об одной плате, но платить ему меньше и объяснять это тем, что они взяли с него маасер?Ответ: Коллель имеет полное право договариваться с аврехом, как ему заблагорассудится. А если аврех не согласится, то есть много других кандидатов, которые согласятся на любые условия, лишь бы была хоть какая-то стипендия. Однако, согласно многим ведущим поским, коллель, на самом деле, не отделяет вместо авреха маасер, а просто снижает ему стипендию. Таким образом, аврех не выполняет заповедь маасер, и ему надо отделять маасер от той уменьшенной суммы, которую платит ему коллель, - при условии, что его доходы превышают минимальные расходы на жизнь (об этом подробно говорилось в предыдущих публикациях). И только если глава коллеля выдаст авреху полную сумму (о которой договаривались), а потом попросит (даже угрожающим тоном) отделить маасер в пользу коллеля, и аврех даст ему деньги по своему желанию, мицва будет выполнена...
Читать дальше
|
Отпуск и связанные с ним вопросы10 августа 2011 года, 02:02 Актуальный вопрос: может ли тот, кто уезжает в отпуск 10-ого ава утром (до полудня), постирать одежду накануне?Ответ: при всем желании, разрешения я не нашел. Если кто-то видел в книгах такое разрешение - просьба указать.Еще один актуальный вопрос:Р. Моше, полвопроса: Можно ли ИЗНАЧАЛЬНО ехать на субботу в гости по приглашению на дачу, зная, что, естественно, никакого миньяна там не будет, и что пролетаешь мимо миньяна, который в синагоге, естественно, будет?ОТВЕТ: Ездить в место, где нет миньяна, не следует, но для работы, парносы, здоровья или выполнении мицвы – можно. Так писал рав Вознер в своем респонсе (6:21):ואשר שאל דיש אנשים שנוסעים למקום נופש (שלא לרפואה) או למקום ענוגים מקום שאין שם מנין אם מותר לעשות כן, וטענתם בפיהם כי החיוב של תפלה בצבור הוא דוקא כשיש במקומו מנין, אבל ליסע למקום שאין מנין אין איסור והביאו מצדיקים שעשו כן...
Читать дальше
|
Бонус за товар, проданный в субботу30 июля 2011 года, 13:50 ВОПРОС: Я работаю продавщицей в магазине, где продают шубы. Хозяин платит продавщицам бонус за каждую проданную шубу, но, работая по очереди, мы договорились делить между собой все бонусы поровну. В субботу я не работаю, но получаю свою долю в бонусах от проданных в субботу шуб. Есть ли здесь проблема "схар шабат"?ОТВЕТ: Мудрецы запретили получать плату (или прибыль) за работу, производимую в субботу, из опасения, что в субботу будет произведена запись. Например, если нанимают работника-нееврея на субботу, нельзя платить ему отдельно за этот день...
Читать дальше
|
Цдака и маасер-ксафим8 июля 2011 года, 07:13 Идя навстречу пожеланиям читателей, публикую ответ на вопросы о маасер-ксафим. В дальнейшем вернемся к законам Субботы. Вопрос: кому из наших близких нет мицвы помогать маасером? Где точно проходит граница, за которой мы точно не должны человеку помогать? И ещё, являются ли деньги, которые обещают в синагоге за алиёт или места, деньгами маасера? Ответ: В распределении цдаки и маасер-ксафим руководствуются двумя принципами: 1. Маасер-ксафим предназначен в основном для тех, кто посвящает себя изучению Торы и вследствие этого испытывает материальные трудности[1]. 2...
Читать дальше
|