Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мойше Штейнберг

Разговоры и размышления о самоощущениях русского еврея до и после кирува. В литературной, но национальной форме. О вопросах совершенно частных и о глобально общественных

Все записи автора списком

Название – в конце. Или вместе – восемь.

Отложить Отложено

По Бейт Иллель – каждый день прибавляем по свече. Это путь, шаг за шагом, от малой святости, от темноты и ямы бездуховности к самореализации. К духовным, и как следствие, к материальным достижениям.

Праздник саморазвития и праздник признания Б-гом наших стараний.

Можно было праздновать другое – щедрость Б-га и те огромные таланты, которыми мы одарены в такой степени, что хватает с лишком, чтоб преодолеть любую агрессию и подавить любое сопротивление.

Можно было праздновать и благодарить за потенциалы, за то, что мы – по происхождению святые, что мы Его дети. По мнению Маараля именно так считали Бет Шаммай.

Бейт Иллель же сочли предпочтительным праздновать сейчас результат наших трудов, отваги и преданности, которые приближают, совмещают нас с нашими потенциалами. И та святость, которую мы достигаем, осязаемо соответствует той, что была дана нам изначально, и которую мы так долго и старательно теряли.

Но вот беда, по своему человеческому устройству мы неизбежно сталкиваемся с завышенной самооценкой. Свобода выбора нам и заслуга, и подвох в одном лице. Мы сумели последовательно и неотступно взбираться на Храмовую гору. И обнаружив себя на горе, а наших "огреченных" и огорченных оппонентов под горой, там, без всяких сомнений, мы находим себя героями. Заслуженно и гордо воспетыми всенародными массами поэтов и композиторов.

Чтобы спасти нас от претензий на исключительность наших авторских прав на собственные достижения и тем самым удержать их в святости, необходимо потрясение. Чувственное и яркое, такое, что не перепутать со случайностью и совпадением.  

Нет ничего ярче света.

Вот нам и обоснование удивительно долгой жизни тех свечей: с одной стороны, чтобы показать, что природа победы в войне чудесна, пронизана и насыщена Провидением. А с другой стороны, чудо полезно как стоппер и помеха в развитии нашего самолюбования, как перенос акцента от несомненного человеческого подвига к глубокому и искреннему человеческому восхищению Б-гом.

Обе стороны приводят нас к благодарности, а без нее к святости не подобраться.

 

Говоря о свечах, надо оставаться точным – они были масляными. В основе света, материи максимально приближенной к духовности, лежит масло. Общеизвестно, что храмовая утварь, и даже люди, для построения постоянной, обязательной связи с духовностью, для заступления на пост самой высшей ее формы – служения Б-гу и Его народу требуют помазания маслом.

Здесь есть условия и правила, составы и пропорции, но если позволить себе не говорить о жизненно важных деталях, а об одном лишь принципе, то получается цепочка: материя – масло – свет – духовность. Масло служит средством, а потому его духовная чистота определяет полюса предметов и явлений, оправдывает или подрывает цели и результаты.

Антиеврейство, а в том поколении в таком неоригинальном качестве выступал эллинизм, изобретательно пытается нарушить эту последовательность, прервать ее, подменить, наконец. Они всегда найдут подход и предложат эврику заместо иврика. Вот вам то же самое масло, в молекулярном смысле разницу не обнаружить, на вкус и на цвет тем паче. Во внутреннем же, в духовном знании отличие еще как проявляется. То, что было святым и освящало, стало грубым, темным, бездуховным. А подожжешь – будет себе гореть. Как по-старому. Масло стало просто масляным.

Все слепы и бесчувственны, а вот коэн – нет. В заслугу предков ли, или благодаря подготовке и опыту, но коэна коробит пресность обмана. И когда к оскорбленному правдолюбию добавляется готовность к самоотверженной борьбе, то появляется вероятность того, что и другие прозреют и поймут.

Практическое и прикладное самопожертвование, без теорий и выкладок, а просто потому, что более терпеть нет сил доводит до чуда. До ситуации, когда не важно хватит ли ресурсов, догорит ли до нужного срока, выгорит ли дело. Главное – зажечь фитиль. Такую мицву реализуют совсем легко, чиркнув спичкой. Пламя над свечой разгорается само по себе. Но это действие полно веры, а потому оно хоть и не служба в обычном понимании, но призыв чуда.

Переход и сочетание. Материя света сливается со духовностью. Наши молитвы, самокопания, рассуждения, ошибки, отказ от них, попытки поиска смысла снова и снова. Снова и снова.

Мы находим верное решение. Мы упорно цепляемся за него. Мы достигаем цели данных нам сил. У нас получается благодарить. Наслаждаться светом. Светиться им.

 

P.S.

Насыщение на языке мудрецов Торы ассоциировалось с семеркой (сова – шева). Масло, жир – с восьмеркой, и, в свободные от страхов перед ужасающими калориями времена, со сверхбогатством и абсолютной свободой от ограничений бедности. Шемен – шуман – шмонэ.

7 свечей меноры, Устной Торы, соединились со светом Кодеш аКодашим, светом Арон аБрит, сокрытых в нем Скрижалей Письменной Торы. С помощью Хашмонаим – коэнов, чувствительных к духовным сокровищам, Семерка окончательно и неразрывно соединилась с небесным богатством, ожила и засияла.

 

Вот так и назовем.

Ханука 1 и 7.

Теги не заданы