Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
שלטי הגבורים ר"ה, ג' א' בשם ריא"ז: כשם שתוקעים בשופר בר"ה, כך אומרים פסוקים של מלכיות וזכרונות ושופרות. אמר הקב"ה - אמרו לפני מלכיות שתמליכוני עליכם, זכרונות שיבוא לפני זכרונכם לטובה, שופרות שתתנו לב ותצפו ליום הדין ולימות המשיח ובמה - בשופר.
Сегодня - заканчиваем год. Решительно и четко прощаемся и начинаем новый и новую жизнь вместе с новым временем. Завтра будем трубить. Труба звучит так похоже на труа. Разнится одной буквой, не будем же ее нудно жевать, а просто проглотим.
Трубим в шофар - теребим душу. Надрываем. Кто трубил 100 звуков знает, что часто и губы рвем. Разорванный звук труа не дает спать. В тройном размере, а потом и в девятикратном кричит в уши: роа, роа, роа. В вольном переводе - зло, надлом, разрыв. А значит испытание и Суд.
Такое нельзя вытерпеть, и укутываем в ткиа с обеих сторон. Это совсем другой звук, он протяжный, он нас не оставляет. Держит при себе. Втыкает нас в жизнь. Течет в нас, милосердно подпитывает надежду и обеспечивает уверенностью в лучшей новой жизни.
Милосердие и Суд мы ощущаем и выражаем звуками. Простыми. Не речью, а тем, на что она ложится.
Мы заново принимаем на себя Его власть, малхуйот, - так же, как и смыслы ложатся на голос. По коже пробегает дрожь - акцент на труа.
Мы вновь напоминаем о своей преданности и искренности, зихронот - цепляемся звуком за Его внимание и тут уже больше полагаемся на ткиа.
Мы ждем две разные даты сразу - день Великого Суда и, суммируя свое прошлое, бесповоротно расстаемся с ним, - труа, и дни Машиаха - и верим, что будет спасительное решение, мы встретим новый мир, и своими молитвами закладываем его счастливое начало. И в предчувствии долгого, долгого пути звучим как ткиа.
Звуки звучат вместе, конец и начало сочетаются не браком, а бритом.
Шутки шутками, а о серьезном оставить пару слов успели.
По-хорошему записаться, и по-доброму подписаться всем нам вместе и поскорее!
И тут паровозиком:
Мы, евреи, все люди ученые. Образованные, так сказать. Все до одного.
Так неужели позволительно столь незаурядным умам как наши прикидываться простаками и наколдовывать удачу, поедая морковку с фаршированной рыбой?
А раз вопрос выставлен так же яростно, как просроченный счет за воду (о которой мы никак не допишем по причине творческого переучета), то следует процитировать в осторожно вольном переводе пару-тройку отрывков из Хидушей Агадот на Орайот, Беер Агола и может быть, других произведений Маараля.
Каламбур – не преступление, и, начав с образованности, перейдем к образам.
Знаки, знамения по объяснению Рамбана на Лех леха 12:6 служат креплением обещанных благ к этому миру. Добавлю, что не к уже историческому миру, а к его наступающей форме.
А от имени Маараля в Хидушей Агадот (Орайот гл. 4, 60:1) надо добавить, что наикрепчайшее соединение с идеей в этом мире происходит тогда, когда она становится частью нашего материального тела. И вернейший способ – с помощью тщательного пережевывания пищи. Разумеется, лучше это делать, когда они обе кашерны – и идея, и еда.
Таким образом, яблоко в меду, конечно, не способно само по себе привязать к человеку удачу и благословение, но зато уж если было добро заложено в программу следующего года, то поев кусочек тыквы в Рош Ашана, наш предусмотрительный еврей гарантировал себе реализацию положительных для него планов Небес. Если, понятное дело, таковые имели место быть на Небесах…
Что же, по мнению Абайе (трактат Орайот 12:1), нам надо есть для достижения полнейшего счастья в этот знаменательный вечер?
Тыкву, фасоль, лук-порей, свеклу да финик. Можно есть и их родственников, лишь бы свойства похожими оставались.
Тыкву (קרא) для чего? Чтобы вырасти, духовных достичь высот. Ну а кому возраст позволяет, то и физических.
Фасоль (רוביא) для чего? Чтобы плодов прибавилось и умножилось, например, детей. А может, и добрых поступков, или имущества какого полезного… В общем, чтоб по окончании наступающего года с чистым и спокойным сердцем наблюдать результаты своих трудов.
Лук-порей (כרתי) для чего? Чтобы наши ненавистники были выбриты с поверхности Земли острой косой. И чтоб после них все осталось чистым и гладким.
Свеклу (סלק) для чего? Чтобы убрал Всевышний подальше от нас наши грехи. Да так, чтоб у нас не осталось даже соблазна посмотреть на их детские фотографии.
Финик (תמר) для чего? Чтобы праведники расцвели прямо у нас на глазах, как об этом поэтично писал Царь Давид.
Но толкуя в таком ключе высказывание мудрецов, Маараль указывает на еще один подход. Он будет напоминать первый, но захватит покрепче.
Сейчас секунду посмакуем, и начнем…
Полезнейший совет мы находим в Ваикра Раба 29:7. Нам рекомендуется упоминать в молитвах Рош Ашана заслуги наших праотцев Авраама, Ицхака и Якова. Укрывшись за их широкими спинами, мы сможем избежать строгого суда. Так подсказывает нам мидраш от имени Б-га.
Но разве грамотно помолившись в синагоге и подсев к праздничному столу, еврей отпускает мозги погулять?! Как можно в такой день забыть о Суде?! Ведь ясно, что рассматривая зачастую принятие пищи как повод для произнесения благословений, наше с вами иудейство как бы предполагает самым естественным поведением для нас, что впервые расположившись у тарелки, мы вспомним о заслугах Авраама.
И чтобы благословение Творца дышало в человеке, чтобы пища весь наступивший год шла впрок, необходимо поступить именно так. А сделать это поизысканней поможет тыква – плод исключительных размеров и сытности. Авраам, по выражению мидраша, был великаном среди гигантов. В нем проявилось благословение качеств человека. Ну, значит, намек напрашивался.
Ицхак был первым из бесконечно многих потомков Авраама. С него началось геометрическое умножение во сто крат. В нем – благословение числа плодов. Так, вслед за качеством, мы просим о количестве. И чтобы вспомнить о его заслугах понагляднее, мы будем есть бобовые – их очень много!
Лук – штука острая, как сабля янычара. Рубить с плеча вреднющую поросль зависти и прочей мерзости необходимо при помощи заслуг Якова, который смог стать Исраэлем, победителем ангелов и людей. Ему это удалось благодаря особому, высшему благословению, которого он удостоился и к которому мы надеемся подсоединиться.
Понятно, что как спелый финик остался сладким фиником, так и цадик остался цадиком и продолжает просить, чтоб добрый Б-г дал ему силы и удачу держаться праведного пути.
А вот прогнать свои грехи подальше необходимо для баалей тшува. В определенном смысле, их достоинства даже обходят значимость праведников.
И так мы просим за первым ужином нового года, чтоб наша жизнь в этом материальном до гастрономичности мире была связана с заслугами наших великих праотцев и достойнейших современников. И эта связь обязательно послужит оправданием нам и защитой на требовательном милосердном суде 5783 года и всех обещанных нам последующих лет!
Ктива ве хатима това!
Теги не заданы