Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
В этот раз полный и исчерпывающий ответ не дал никто, хотя Shlf и прошелся совсем недалеко от него. Но ничего страшного - в жизни всегда есть возможность узнать чего-то новенького.
Итак - правильный ответ:
Прежде, чем его озвучить, давайте составим небольшую конкорданцию:
В контексте распределения земляных наделов колено Менаше и его представители упоминаются 12 раз: в главах Пинхас, Матот, Масэй и Дварим.
Вот эти псуким (и их содержание - вкратце, кто хочет подробнее, может посмотреть в самом тексте):
1. (Бмд.27.1) Пять дочерей Цлофхада, сына Хефера, сына Гилада, сына Махира, сына Менаше, сына Йосефа просят Моше выделить им надел в Земле Израиля наравне с мужчинами.
2. (Бмд.32.33) Моше дает коленам Гада, Реувена и половине колена Менаше, сына Йосефа, земли Сихона и Ога.
3. (Бмд.33.39) Сыновья Махира, сына Менаше, захватывают Гилад.
4. (Бмд. 33.40) Моше отдает Гилад Махиру, сыну Менаше.
5. (Бмд.33.41) Йаир, сын Менаше, захватывает Хавот Йаир.
6. (Бмд.33.42) Новах захватывает Кнат с окрестностями.
7. (Бмд.36.1) Главы семейств сыновей Гилада, сына Махира, сына Менаше, из семей сыновей Йосефа просят у Моше внести поправку к закону о наследовании земли дочерьми Цлофхада.
8. (Бмд.36.5) Моше соглашается с претензией сыновей Йосефа.
9. (Бмд.3612) Дочери Цлофхада выходят замуж за людей из семей Менаше, сына Йосефа.
10. (Дв.3.13) Моше отчитывается, что часть Гилада и весь Башан он отдал половине колена Менаше.
11. (Дв.3.14) Йаир, сын Менаше, захватил весь район Аргов.
12. (Дв.3.15) Махир получил Гилад.
Как мы видим, только в пяти из двенадцати случаев Тора возводит родословную сыновей Менаше до Йосефа, в остальных же семи она ограничивается максимум именами предков до Менаше включительно, без упоминания Йосефа. В чем же состоит разница?
Ключ к ответу дает Раши - сразу же, в самом первом из приведенных псуким (Бмд.27.1):
"Почему сказано "Сын Йосефа"? Ведь уже упомянуто "Сын Менаше"? Для того, чтобы сообщить, что Йосеф любил Землю (Израиля), как сказано: "И вынесете мои кости..." Точно так же дочери (Цлофхада) любили Землю (Израиля), как сказано: "Дай нам надел".
А теперь давайте проверять. Во втором случае, когда Моше решает оставить половину колена Менаше на восточном берегу Иордана, все колено Менаше еще хочет унаследовать Землю. Но после того, как они слышат приказ Моше, часть из них бросаются завоевывать себе участки на восточном берегу (псуким 39-42), при этом лишаясь привилегии быть упомянутыми вместе с именем Йосефа. Те из сыновей Менаше, кто просят Моше пересмотреть детали закона о наследовании земель, говорят о жребии и о юбилейном годе, когда земля возвращается к прежним владельцам - значит, речь идет о наделе в Земле Израиля, и по той причине, что они любят ее, их родословная возводится к Йосефу, что подчеркивается еще два раза в двух следующих псуким. И, для закрепления материала (чтобы мы не подумали, что все вышесказанное - случайность) - все три пасука в книге Дворим, в которых рассказывается о той половине колена Менаше, которая осталась за Иорданом - снова не упоминают о Йосефе.
Так что - все просто, как видите.
Большое спасибо всем участникам и наблюдателям.
Хорошего всем месяца.
Теги: Штикл