Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Думаю, что все наши читатели встречались с предупреждающими надписями на упаковке продуктов народного потребления, типа "Осторожно, горячее!" на утюгах, "Не глотать!" на батарейках или "Не наматывать на шею!" на рулонах туалетной бумаги. Необходимость данных инструкций была продиктована рядом судебных процессов, прошедших в странах победившего судебного активизма. Любознательный мужик от нечего делать решил опытным путем проверить утверждение о том, что если лампочку засунуть в рот, то обратно она уже не вылезет.
Засунул.
Не вылезла.
Амбуланс.
Операционная.
Больничный.
Признаться себе, что данный опыт был проведен в результате пониженного IQ мужик не может, поэтому он идет в суд и обвиняет завод-изготовитель в том, что на лампочке не было предупреждения "Не глотать!", "Не мять руками!" и "Не греть в микроволновке!"
Суд поржал над ситуацией, и приговорил руководство завода электроприборов к крупному штрафу в пользу естествоиспытателя.
Новость попала в газеты, и о ней тут же забыли.
Через какое-то время история повторилась, но уже с другим экспериментатором, решившим проверить, как поведет себя горячий кофе, вылитый за пазуху. Нуачо, там же ж не написано "Не для наружного использования!".
Потом пошла волна исков: за несъедобную жидкость для омывания стекол, за слишком острую ножовку и за гирю, на которой не было предупреждения "На ногу не бросать!"
Судебные издержки фирм-производителей вынудили хозяев разместить на упаковках предупреждения для слишком любопытных и не в меру рисковых клиентов, исключительно для того, чтобы обезопасить себя от непредвиденных расходов. Судьба пострадавших их, понятно, при этом их волновала меньше всего: там же ясным языком на трех языках написано: "Не запихивать в нос!" - так что вы от нас хотите?
В отличие от нееврейских юридических норм, законы Торы подразумевают, что человек - существо разумное, и сам отвечает за свою безопасность. Поэтому гмара в трактате Бава Кама, разбирая пасук в Шмот 21.33 "Если откроет человек яму или выкопает человек яму, и не закроет ее, и упадет туда бык или осел..." обращает внимание, что одно из этих животных - лишнее. Если бык - то и осел, и овца, и собачка, и хомячок. Поэтому, по большому счету, должен быть упомянут или один из них, или, уж если на то пошло - все виды животных, имеющие дурную привычку падать в незакрытые ямы. Почему же упомянуты два? А для того, чтобы исключить ответственность копателя за два вида ущерба: бык - но не человек, осел - но не утварь. Если человек уронил в яму свои вещи или себя самого - он сам виноват в случившемся и не получает за это никакой компенсации, в отличие от любимого хомячка, неосмотрительно свалившегося в яму, выкопанную соседом, за которого он получит от соседа компенсацию стоимости неосторожного питомца.
То есть - чтобы избежать судебного иска, никаких предупреждений на подходах к яме писать не надо: человек должен смотреть, куда прет, а животные читать не умеют.
И, тем не менее, предупреждения делают. В виде ограждения, покрытия или объявлений. Как, например, вот здесь:
В самом начале пандемии в центральном штибле КС решили добавить еще одно помещение для молитвы (чтобы избежать чрезмерного скопления людей), для этого большой двор был залит бетоном и покрыт крышей. При заливке пола у входа получилась ступенька. И перед этой ступенькой повесили целых пять предупреждений, напечатанных гигантскими буквами. Для чего? Ведь споткнувшийся человек не сможет выдрать компенсацию в суде Торы, а в суд, работающий по нееврейским законам, он не пойдет.
А очень просто - руководство штибла, в отличие от руководства фирм-производителей, хочет обезопасить не себя от судебных исков (для этого достаточно было бы повесить одно предупреждение маленькими буквами - а кто не спрятался, я не виноват), а людей - от падения. Для этого и повесили такие объявления, которые не заметит только слепой.
Теги: пробелы в информации, Фото