Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Давненько мы тут не штиклили. Приближающийся праздник - лучшее время исправить упущенное. Но сначала скажем пару слов за изучение Торы.
Дядя моего папы, рав Шломо Миллер זצ''ל, как-то спросил меня, знаю ли я главную разницу между изучением Торы и изучением компьютерных программ. Ну, я, конечно, ответил, что изучение Торы - большая мицва, поддерживает мир, и вообще - цель творения. На что он ответил, что это, несомненно, верно, но это не основная разница. Я приготовился слушать - после его интересных вопросов всегда следовал не менее интересный ответ. И он сказал так:
"Представь себе парня, который день и ночь занят компьютерaми. Он изучает разные программы, иногда у него получается их усовершенствовать, а иногда - даже создать что-то свое. Со временем он становится признанным специалистом в своей области, открывает и возглавляет компьютерную фирму, и успешно проталкивает на рынок новые идеи. К моменту, когда его возраст переваливает за средний - он уже имеет громадный опыт, разветвленную сеть партнеров и клиентов, кучу наград и два миллиона последователей.
И вот, в какой-то момент, он решает, что пришло время отдохнуть. Он передает дела своему талантливому внуку, собирает чемодан и отправляется в кругосветное путешествие. Где-то через полгода он начинает скучать по своему рабочему месту, а еще через год принимает решение вернуться домой. Прибыв на место, он обнаруживает внука, работающего за компом, занимает место за его спиной, и пытается войти в курс дела. В какой-то момент он делает внуку замечание, и предлагает свое решение, на что внук снисходительно отвечает: "Дедушка, за то время, что тебя не было, информатика шагнула далеко вперед, все, что ты знаешь, уже нерелевантно, поэтому - или учись заново, или выбрось свои замечания на помойку, и сиди тихо".
В том, что касается изучения Торы - все по-другому. Тора никогда не устаревает, и поэтому даже не слишком продвинутый в ее изучении дедушка, рассказывая своим продвинутым внукам ворт, который слышал от своего ребе в хейдере, найдет с их стороны неподдельное внимание и живой интерес. Потому что его информация имеет для них настоящую, вечную ценность".
А теперь - штикл.
В языке Торы есть понятие דמים (цена) и понятие ערך (ценность). Эти понятия иногда пересекаются - вещь, имеющая большую ценность, как правило, стоит больших денег. Но эти понятия не тождественны - иногда оценка "товара" происходит вне всякой связи с его истинной ценностью. Как, например, в случае со свитком Торы, или в случае на порядки переоцененной стоимости художественного произведения, представляющего собой вылитую на холст краску, только потому, что ее вылил знаменитый художник.
Оценка человека в глазах окружающих обусловлена разными критериями. Они оценивают его внешность, характер, способности, физическую силу, опыт, умственный потенциал, профессиональные навыки и т.д. В качестве служащего (или в качестве раба) человек, отличающийся вышеперечисленными качествами, будет стоить дорого. И чем более отличаются его качества от среднестатистического уровня - тем дороже цена.
Вопрос: А какие критерии влияют на оценку человека в глазах Вс-вышнего?
Доказательства, как обычно, нужно привести с указанием источника из письменной и (или) устной Торы.
На этот раз - без призов.
Успехов.
Всех наших читателей и весь народ Израиля - с праздником Шавуот.