Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
За день до обычной встречи реббецин получила сообщение.
Шалом. Если можно, до Песаха я буду просто посылать сообщения, хорошо? Трачу все свободное время на уборку.
Отскребывая с пола наклейки шестимесячной давности (хотя это не хамец), слушала лекцию о смысле Песаха. Для чего аШем послал казни? Чтобы весь мир узнал, что Он управляет всем: и растительной природой, и животным миром, и стихиями, и человеческими жизнями. В противовес Ему стоял фараон, символизирующий большое и могучее «Я».
«Я» с заглавной буквы всегда должно находиться в центре, руководить обстоятельствами и указывать всем остальным, что им следует делать. Нужно считаться только с желаниями этого «Я», и если кто-то или что-то идет против, «Оно» пускает в ход огнестрельное оружие гнева либо закапывается в окопы обидчивого молчания. Негодование, претензии, обвинения – все это отростки укоренившегося в закаменелом сердце эгоизма.
Лакмусовой бумагой для выявления эгоизма является слово «должен». Дети ДОЛЖНЫ слушаться, муж ДОЛЖЕН зарабатывать столько-то, учиться столько-то и именно этому, вести себя так-то, разговаривать так-то. Родители, соседи, учителя, одноклассники, продавщицы в магазине, пешеходы, другие водители, светофоры, погода, время года – все ДОЛЖНО быть по желанию «Я». «Должно» относится также к «Его» представлению о самом себе. «Я» ДОЛЖНО быть спокойным, уравновешенным, правильным педагогом для детей, правильной женой, примером для мужа, не говорить лашон ара, не сердиться, делать хесед и т.д. И зачем все это? Чтобы «Я» было легче жить. В комфорте, нежась в похвале и восхищении окружающих, обмахиваясь веером удовольствия от усовершенствованных качеств характера.
На самом-то деле «Я» никто ничего не должен. Каждое его требование движимо эгоизмом, за которым стоит страх.
Например, дети должны вести себя тихо и не кричать. Почему? Чтобы соседи не думали, что я плохо их воспитываю. Почему должны за собой убирать? Чтобы гости похвалили, какой у меня чистый дом. Почему они должны делать уроки? Чтобы учителя не думали, что я слабохарактерная, не могу их заставить. Почему никто не должен давать мне советы? Потому что все должны думать, что я – идеал во всех отношениях, самая умная и правильная.
Но это еще не все. За каждым «должен» кроется самообман. Дети должны себя тихо вести? А они это могут? Обиженный ребенок может думать о спящем младенце у соседей?
Должны убирать за собой? А разбросанные игрушки им мешают? Они видят в этом необходимость?
Они должны делать уроки. А они видят от этого пользу?
Никто не должен указывать, что я делаю что-то неправильно? Они бы и не указывали, если бы мое поведение не мешало им.
Все было бы не так страшно, если бы вслед за требованиями я не предпринимала жесткие меры для их осуществления. Гнев, манипулирование, язвительные выражения, и тэ пэ, и тэ дэ.
Как же вернуть правильные пропорции? Заменить слово «должен» на «что аШем хочет от меня в этой ситуации?». Дети кричат? Не убирают за собой? Не делают домашнюю работу? АШем хочет от меня, как от мамы, помочь им быть уважительными к нуждам других, к отвественности за себя и за других. Но это должно быть сделано в соотвествии с Его правилами поведения, без гнева, не обижая, с любовью.
Ну как? Что Вы скажете?
На что реббецин ответила:
Вы хотите, чтобы я Вас похвалила за то, как Вы усвоили материал? АШем удостоил Вас пониманием. Теперь идите и воплощайте.
Собрано из многих лекций по иудаизму и психологии.