Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Второй этап – прощать тех, кто обидел нас и просит за это прощения. Иногда это сделать сравнительно легко. Нас на самом деле не очень затронули их слова или действия, или прошло уже достаточно времени, чтобы сгладить неприятные чувства.
А бывает, что нас обидели очень сильно, поранили до самой глубины сердца, затронули самые чувствительные точки, покусились на наше осознание собственной ценности. Тогда что делать?
Ответа не дам, потому что пока еще не нашла еврейского источника, который бы разложил шаг за шагом план действий, как прощать. Здесь приведу еще одну историю, которая может подтолкнуть на мысли.
В Иерусалиме, как и во многих еврейских общинах, есть ГМАХи, организации, которые предлагают небольшие суммы денег взаймы без процентов, чтобы нуждающиеся семьи могли купить продукты для Субботы. Большинство таких ГМАХов закрываются в четверг вечером, потому что иссякают средства. Но ГМАХ реб Рувена остается открытым до полудня в пятницу, на случай если кому-то очень срочно понадобятся деньги. Все знали и уважали реб Рувена за его отзывчивость и чуткое сердце.
Однажды в пятницу к нему пришел один аврех (учащийся коллеля) и стал требовать взаймы. Габбай ему ответил, что раз он уже недавно одолжил деньги, ему не полагается еще одна ссуда. Таковы правила. Аврех стал сердиться и требовать, чтобы ему сделали исключение и дали деньги. У него уже есть подписи двух гарантов. На шум вышел реб Рувен и подтвердил, что по правилам они не дают взаймы, пока не будет выплачен предыдущий долг, чтобы не лишать других семей. Аврех вышел из себя и закричал:
--Вы что, полагаете, что я вас обманываю? Что мне на самом деле не нужны деньги?—И с размаху дал реб Рувену пощечину.
Реб Рувен опешил. Его не то, что никто не ударял, на него вообще не повышали голос. Габбай был готов выставить негодяя за дверь, как реб Рувен тихо попросил его подождать и вышел. Через несколько минут он вернулся с деньгами, протянул авреху и взял расписку.
Когда тот ушел, собравшиеся соседи стали недовольно шушукаться. Один говорил: «Да я бы его с лестницы спустил за такую наглость!» Другой сказал: «Я бы не только не дал, а потребовал бы немедленной выплаты предыдущего долга.» Третий добавил: «Я бы запретил ему вообще здесь появляться еще раз, и других предупредил не давать ему.»
Реб Рувен, чья щека все еще горела от пощечины, постарался всех успокоить.
--Я знаю этого человека. В нормальной ситуации он никогда не позволил бы себе так выйти из себя. Значит сейчас у него действительно стрессовая ситуация, и ему срочно понадобились деньги. Поэтому ему нужно было дать.
Какие выводы мы можем для себя сделать?
Источник: "The Face of Self Control", The Maggid Speaks by Rabbi Paysach Krohn, Mesorah Publications, 1987
Дополнение:
Предыдущая история на самом деле иллюстрирует, как можно прощать, даже когда не просят у тебя прощения.
А на вопрос "почему я должен, когда ОНИ мне так сделали" приведу еще одну историю.
Рассказывают про гаона рава Йом Това Липмана, зацаль, который был главой еврейского суда в Каполии, Польша. Однажды соседка нагрубила и очень обидела раббанит. В то время Польское правительство давало разрешение общинам самим разбираться в личных спорах и наказывать нарушителей. Главы общины Каполии хотели воспользоваться этим правом и наказать наглую соседку, но для этого им нужно было получить разрешение от главы суда – рава Липмана. Так как главы общины считали, что рав откажет им в их просьбе, то решили попросить раббанит саму рассказать о происшествии, и потом будет видно, что делать.
В Субботу, когда рав вернулся с молитвы, раббанит рассказала о случившемся, и о решении глав общины. Рав отреагировал так: «Ты знаешь, что запрещено идти спать, пока человек не простит в сердце любого, кто его обидел. А ты уже несколько дней идешь спать, не выполнив эту заповедь. Поэтому ты должна пойти к ней и попросить прощения за то, что держала на нее зло в сердце до сих пор.»
Раббанит послушалась мужа, и несмотря на поздний час, они вместе отправились к дому соседки. Когда та услышала о причине их прихода, то стала рыдать: «Это же я причинила Вам вред, это мне нужно извиняться перед Вами, а не Вам передо мной.»
Так вот, почему нам нужно прощать других, даже если мы не виноваты? Потому что на нас лежит заповедь не держать злобу на ближнего. Когда мы переносим центр внимания с них, с того, что они нам сделали, на себя, на то, как я выполняю желание Вс-вышнего, появляется внутренняя сила эту обиду преодолеть. (Но не всегда нужно дать другим людям понять, что мы на них злились в прошлом, даже если сейчас сожалеем об этом. Все извинения должны быть тактичными.)
Пользуясь возможностью, прошу прощения у тех, кого обидела своими словами.
Желаю всем легкого и полного смысла поста, получить полное прощение от Судьи Мира и быть запечаными в Книге Жизни.
Источник: תורת הפרשה על פרשיות השגוע.
Теги: Йом Кипур