Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Случилось мне тут в Хануку приехать в Украину, в родной город, впервые после девятилетнего перерыва, по всяким скучным, но совершенно необходимым делам. По иронии судьбы прописался я на улице, носящей имя Богдана Хмельницкого –национального героя, у которого даже Гитлеру нашлось бы чему поучиться в плане решения еврейского вопроса. И, несмотря на постоянную помощь Свыше (прям таки осязаемую), а также участие родственников и друзей в подготовке, оптимизации и логистике визита, я все же начал потихоньку в родном городе застревать. Но мне повезло, поскольку здесь активно налаживается еврейская жизнь (в хабадском ее варианте), а значит, в местной синагоге молятся, регулярно идут уроки Торы, в городе решен вопрос с основными кошерными продуктами и т.д. В общем, люди стараются. Правда, текст не об этом, а об экзистенциальных переживаниях за еврейский народ, и в особенности за ту его часть, которая возвращается к Традиции.
Бывает так, что погрузившись на какое-то время в религиозную среду, новоприбывший испытывает невероятный душевный подъем, но вынырнув и вернувшись в привычный мир, переживает синдром человека, бросающегося с ножом на бронепоезд. Соблюдать становится все труднее и вскоре собственное положение начинает казаться ему абсолютно безнадежным. Особенно это касается тех, кого приближали к Торе экстенсивно, т.е. по пути наименьшего сопротивления, пошагово или даже махонькими шажочками - например, призывая охмуряемого возвращающегося к соблюдению хотя бы каких-то отдельных заповедей (сделать брит-милу, наложить тфилин, носить цицит и т.п.). В итоге еврей, еще вчера ходивший окрыленным и искренне намеревавшийся решительно двигаться по пути тшувы, сегодня, под неодобрительные взгляды родных и разъяснительные беседы близких, идет на попятный, и с нескрываемым облегчением скатывается в уютную норку компромисса, заботливо приготовленную для него собственным ецер а-ра, и сидит там годами, убаюкивая себя иллюзией, что с ним, в принципе, все в порядке. Тем более, что вокруг почти все такие же, как он. И вот наш еврей уже сидит сразу на двух стульях: с одной стороны, живет почти полноценной светской жизнью, а с другой – удовлетворяет свои духовные потребности, поскольку думает о всяком непонятном и даже изучает его по мудрым святым книгам, при этом не зная (и, стало быть, не соблюдая) запрета на перенос из владения во владение в Шабат и многих других базовых вещей – достаточно простых и совершенно необходимых.
Не хотелось бы, чтобы у читателя сложилось впечатление, будто бы автор берется учить кирувников работать. Я не волшебник - я только учусь, и никакими особыми достижениями на этом поприще похвастаться пока не могу. Но мне представляется, что тшува – это переворот, полное изменение жизни. Поэтому вопрос жизненного выбора должен ставиться в самой конкретной и даже резкой форме. Согласен, что вовсе необязательно сразу пугать человека, заставлять его делать выбор «на одной ноге» - но потакать его иллюзиям я считаю неправильным.
Безусловно, человек волен выбирать, будет он соблюдать Союз или нет, и если будет, то с какой скоростью он собирается переходить «на новые рельсы». Но, вместе с тем, должна быть ясность и определенность: необходимо четко осознавать, что кошерное питание и полное соблюдение Шабата во всех деталях – это вовсе не улучшение и не повышение градуса религиозности, и не подвиг - а единственный вариант этой самой религиозности, поскольку без этого не о чем, в принципе, и говорить, сколько бы ты, любезный, в синагогу не ходил и сколько бы не рассуждал об устройстве мироздания (хотя ходить в синагогу и думать об устройстве мироздания тоже, конечно, необходимо). Ибо сказали благословенной памяти мудрецы наши, что ам а-арец не может быть хасидом. В этом и состоит маленький секрет успеха ешивы «Торат Хаим» и женского семинара на Маросейке. Ведь, как известно, лучший способ научиться плавать – это плавать. Другими словами, «наасе ве-нишма» (сделаем и поймем), как обещали Вс-вышнему евреи, когда принимали Тору.
Шавуа Тов!
Теги: Торат Хаим, Маросейка, Кирув, Украина