Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Уважаемые!
Предлагаю Вашему вниманию статью моего тестя - рава Александра Айзенштата, опубликованную летом в журнале "Мир Торы" № 41.
Это "ликбез" специально для тех, кто хочет разобраться в главной проблеме, с которой снова и снова сталкивается еврейский народ.
Еще сравнительно недавно еврейское общество было сугубо религиозным: даже вероотступники были очень религиозными людьми. Не только евреи, но и другие народы являлись носителями религиозного сознания. Современного «западного» общества, в котором религия низведена до узкого набора каких-то сугубо утилитарных функций, не было нигде в мире. Однако противостояние между невеждами и знатоками Торы, которое наблюдалось внутри еврейского народа две тысячи лет тому назад, все же можно уподобить противостоянию между светскими и соблюдающими евреями, которое продолжается два последних столетия.
Наиболее остро нынешнее противостояние ощущается в государстве Израиль, где его принято объяснять специфической израильской ситуацией (учащиеся ешив не служат в армии, многие религиозные мужчины посвящают лучшие годы своей жизни изучению Торы и не заняты «созидательным» трудом, религиозные женщины рожают слишком много детей, и из-за этого львиная доля бюджетных средств уходит на льготы и пособия, и т.д. и т.п.). Однако истина состоит в том, что корень этого противостояния не имеет никакого отношения к израильской политике и экономике – это очень старая песня, и поется в ней, на самом деле, совсем о другом.
Невежды против мудрецов
Талмуд, говоря о еврейском народе, квалифицирует малообразованного в Торе еврея как «ам а-арец» (дословно «народ земли»). В этом есть нечто подобное слову «гой», когда оно употребляется в отношении одного человека, ведь слово «гой» многократно упоминается в Писании и означает «народ», в том числе - очень часто - еврейский народ. Негативная коннотация возникает при использовании этого слова лишь в случае обозначения с его помощью одного, отдельно взятого нееврея: идея в том, что когда словом «народ», подразумевающим массы, толпы, сообщества людей, называют одного, отдельно взятого человека, то тем самым сознательно игнорируют его индивидуальность. То же самое с термином «ам а-арец»: одного человека называют «народ земли». И хотя понятно, что абсолютно любой человек – личность, обладающая индивидуальностью, с точки зрения Торы любой человек должен представлять собой нечто выдающееся в духовном плане, а в противном случае его индивидуальность не имеет принципиального значения, до такой степени, что его называют словом «народ», хотя речь идет об одном человеке.
Устная Тора изобилует множественными упоминаниями об антагонизме, который существовал между амей а-арцот и талмидей хахамим. Написано в Талмуде: «Сказал раби Акива: когда я был ам а-арец, я думал: кто бы мне дал талмид хахама – я укушу его как осел. Сказали ему ученики: учитель, скажи «как собака». Ответил он им: нет, как осел, потому что собака впивается в плоть, но осел дробит кости» («Псахим» 49б), и там же сказано, что «велика ненависть невежественных людей к мудрецам Торы – больше, чем ненависть народов мира к евреям». Важно учитывать, что когда мудрецы Талмуда говорят «ам а-арец», они всегда имеют в виду соблюдающего еврея: человека, который ест кошерное, молится, не работает в Шабат и исполняет все остальные заповеди. Так в чем проблема и откуда ненависть?
Этот конфликт отдаленно напоминает конфликт между богатыми и бедными: ведь бедные не то что не любят деньги – у них просто нет этих денег, но виноваты в этом, скорее всего, не они сами, а те, у кого есть деньги. Тора является сутью и целью существования еврейского народа, и амей а-арцот ощущали свою обделенность в плане Торы, понимали, что сильно отличаются от мудрецов, стремившихся постичь Тору в максимальной степени, достигая при этом предела человеческих возможностей. Тора была очень важна для амей а-арцот, но для мудрецов она была смыслом жизни. Ам а-арец крепко, двумя ногами стоял на земле, и духовности в его жизни было отведено почетное место. Талмид хахам жил, служа Творцу и его целью было постижение Воли Творца во всех деталях, дабы прилепиться ко Вс-вышнему. Сам факт существования талмид хахама где-то по соседству становился для ам а-ареца упреком, обвинением: ведь получается, что ам а-арец - какой-то неправильный еврей, если есть вот этот, другой еврей – такой весь из себя святой. Естественно, это провоцировало защитную реакцию ам а-ареца. Он начинал обвинять талмид хахама в ханжестве, в том, что тот лишь прикидывается хорошим, а на самом деле он не более чем двуличный дармоед. Был и другой вариант – насмехаться, записывать мудрецов в категорию «странненьких», обиженных Б-гом людей.
Светские против религиозных
В наше время мы наблюдаем несомненно иную картину конфликтов и расколов внутри еврейского народа, однако в ней есть определенное сходство с той ситуацией, в которой оказался наш народ два тысячелетия назад. Несмотря на то, что евреев можно классифицировать по различным параметрам, выделив в их среде великое множество групп и подгрупп, для прояснения нашей темы можно условно разделить наш народ на 3 основные категории: евреи, которые соблюдают заповеди, евреи, которые не соблюдают Тору, но идентифицируют себя как несомненную часть еврейского народа, в какой-то степени активную. Они проявляют себя в различного рода сферах, которые как-то связаны с условной «еврейской идеей»: Израиль, еврейская «культура», может быть даже соблюдение отдельных заповедей, воспринимаемых скорее как обычай… Третья категория – полностью ассимилированные евреи, которые являются евреями лишь номинально. К ней относится множество людей, которые, увы, даже не знают о том, что они евреи.
Большинство светских евреев в государстве Израиль относится ко второй категории. Однако не только в Израиле, но и в крупных городах США и Европы, где существуют большие еврейские общины, возникает антагонизм между евреями соблюдающими и несоблюдающими, подобный тому, который существовал в древности между невеждами и знатоками Торы. Отношение светских евреев к религиозным тем негативнее, чем больше вокруг религиозных, подобно нееврейскому антисемитизму, который обычно сильнее там, где живет много евреев, и слабее там, где их почти нет.
Я вовсе не хочу сказать, что все светские поголовно ненавидят религиозных – разумеется, это далеко не так. Но тем не менее, факт состоит в том, что многие соблюдающие евреи довольно часто сталкиваются с бытовым еврейским антисемитизмом.
В Израиле я работаю в иерусалимском районе Гиват Царфатит, там же проживают со своими семьями некоторые из моих детей. Поскольку мои дети росли в харедимном районе, они практически не сталкивались в быту, в повседневной жизни со светскими людьми, и уж тем более со «светским большинством». Но в Гиват Царфатит все наоборот – это светский район, в котором только начинают селиться религиозные: община растет, но пока что соблюдающих там очень мало и они все друг друга знают. В магазине и на улице мне часто приходится ловить на себе недоброжелательные взгляды, и несмотря на то, что район населяют не только евреи – там живет довольно много арабов и этот район далеко не самый безопасный в городе - активисты органов местного самоуправления говорят в присутствии немногочисленных религиозных не об опасности, исходящей от арабов, а об ужасе нашествия харедим.
Европейский антисемитизм
В современной европейской культуре антисемитизм критикуется как некий порок, аберрация сознания, которую объясняют предрассудками, социальными факторами и экономическими причинами. Но на самом деле корень европейского антисемитизма лежит в самой сути отношения христианского мира к евреям, которые отказывались принимать христианство. В предыдущих статьях мы уже обращали внимание на то, что евреи, которые все же принимали христианство, бесследно растворялись, утрачивали свою идентичность. Лишь те, которые вопреки давлению продолжали придерживаться еврейской традиции, сумели уцелеть как евреи, сохранить память поколений - это общеизвестный факт. Нежелание упрямцев отдаться на милость "победителей", стремившихся монополизировать область духовного, не могло, наверное, не вызывать у тех самую жгучую ненависть: ведь евреи, по сути, продолжали жить так, как будто нет никакого христианства, как будто к ним это учение не имеет отношения. Т.е. ненависть христиан к евреям понятна, она в каком-то смысле «оправдана». Но что произошло с европейским антисемитизмом в новейший исторический период, в просвещенной секулярной Европе, где принятие христианской догматики уже не является чем-то безусловно необходимым для того, чтобы считаться человеком? Антисемитизм никуда не делся, просто теперь он называется иначе. Например, "антисионизм".
Впрочем, менять вывеску не обязательно: есть те, кому вполне нравится и старая. Многие из них трактуют еврейскую историю совершенно не так, как было принято еще двести лет тому назад. Долгое время евреи «ветхозаветного» периода признавались «некогда Б-гоизбранным народом», а Иудейское царство времен правления Давида и Шломо рассматривалось европейскими теоретиками государства и права как эталон, как идеальное государство. Теперь все чаще говорится о том, что еврейская Библия придумана людьми (т.е. является обманом), что вера в Б-га и Его Тору не имеет под собой никаких логических оснований - то ли это плод дебильного фанатизма, то ли изощренная подделка под «истинную традицию» (поклонение силам природы и языческим божествам). Дальше начинаются версии появления евреев: может быть это анти-люди, родом с южного материка Гондвана, ведущие свою подлую войну против гиперборейцев - нордической расы выходцев из Арктогеи, а может евреи – это продукт смешения людей и рептилоидов из других миров, принимающих человеческое обличье и порабощающих нашу планету1.
Вообще, это очень характерная черта, роднящая еврейский антисемитизм с нееврейским - представление о религиозных евреях как о «не-людях», принадлежащих к какому-то другому миру2. В израильской прессе постоянно муссируются слухи о том, что выпускники ешив не имеют образования в области физики и химии и вообще малограмотны во всем, кроме Торы, что «досы» - это паразиты на теле общества. При этом замалчивается тот неудобный факт, что все больший процент светского населения по каким-то непонятным причинам остается малообразованным не только в Торе, но и во всех областях знания (существует статистика, согласно которой только 50% учителей математики, работающих сегодня в израильских школах, закончили ВУЗ), что множество светских людей, по самым разным причинам, а то и в отсутствие каких-либо причин, не работает, не платит налоги и не служит в армии. Аналогичным образом, европейские евреи являлись важнейшим элементом в развитии экономики, науки и культуры стран пребывания, но при этом обвинялись антисемитами в развале, разграблении, саботаже, шпионаже и прочем вредительстве. Быть может, кому-то кажется, что это ничем не похоже на претензии, предъявляемые к религиозным в Израиле, потому что религиозное население состоит не из Эйнштейнов и Ротшильдов, не создает прибавочную стоимость, не защищает страну и не двигает науку за горизонт, но не стоит забывать, что духовность Торы всегда, и в наше время в не меньшей степени, чем в Храмовую эру, остается стержневой идеей для еврейского народа, для еврейского национального самосознания, поэтому отрицание роли религиозных евреев в обеспечении существования всего нашего народа выглядит по меньшей мере странно. И более того, в наших книгах написано, что города защищают праведники - евреи, верные Союзу со Вс-вышним. Они защищают всех может быть даже в большей степени, чем это делает армия. Во времена Талмуда мудрецы Торы не платили налоги, не участвовали в сборах на содержание стражи и укрепление городских ворот, потому что всем было понятно, что своим присутствием в городе они защищают город.
Современный еврейский антисемитизм
Глубокие социально-политические изменения, которые происходили в Европе, привели к появлению «нового человека», который отрицает Б-га. Усиливавшийся антагонизм по отношению к религии отразился и на еврейском обществе. Молодежь эмансипировалась, политизировалась и массово уходила от Торы в различные «измы», вслед за ней на выход из общины потянулись люди среднего возраста. Религиозный человек стал объектом насмешек и презрения. Один из величайших раввинов, выходцев из Польши, чья молодость пришлась на самое начало прошлого века, вспоминал, как учась ешиве он мечтал о том, что ему удастся жениться на какой-нибудь девушке без серьезных физических изъянов (не хромой и не горбатой) потому что выпускники ешив в качестве женихов абсолютно не котировались. "Исты" обвиняли религиозных не только в том, что они недостаточно порядочны, и не столько в том, что они паразиты (дармоедами тогда считали только "профессиональных" раввинов, однако недолюбливали или активно ненавидели уже всех религиозных без разбору, вне зависимости от рода их экономической деятельности) - соблюдающих обвиняли в местечковом шовинизме (или шовинистической местечковости), в темноте и замшелости, в том, что они стоят на пути прогресса и просвещения. Т.е. по сути основной проблемой было упорное сопротивление стремительно сокращавшейся соблюдающей части нашего народа желанию быстро увеличивавшейся светской части «быть как все народы», жить в свое удовольствие, без оглядки на Тору и ее заповеди. Сегодня проблема обострилась, потому что и в Израиле, и в диаспоре религиозные евреи рожают больше детей, чем светские, и кроме того, ежегодно какие-то светские люди возвращаются к Торе, т.е. динамика обратная. Соблюдающие евреи оказывают все большее влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства Израиль, неуклонно растет их роль в экономических отношениях, поэтому появление темы "борьбы с религиозным засильем" было предопределено.
Еврейские антисемиты «успешно конкурируют» со своими европейскими коллегами. На крупнейших израильских информационных ресурсах постоянно появляются статьи и колонки тель-авивских антиклерикалов - поборников свободы и равноправия, которые бездоказательно атакуют и высмеивают не только религиозное общество, раввинов и алаху – но и сам Танах. Снимаются восторженные телесюжеты о выходцах из «ультрарелигиозных» кругов, которые перестали соблюдать заповеди. Это тем более удивительно и парадоксально, что критики традиции стоят на платформе просвещенного европейства, а вся европейская этика, в свою очередь, основана на Танахе.
Сущность ненависти, согласно Мальбиму ("Кармель"), состоит в том, что один человек не приемлет другого в такой степени, что не может терпеть его существование. Мудрецы «нанизывают» две ненависти - народов к евреям и амей а-арцот к талмидей хахамим - на один стержень: пока евреи называются евреями, на них «лежит» Имя Вс-вышнего. Это подразумевает определенную задачу, которая на них возложена: ненависть одних евреев к другим связана с тем, что первые, в отличие от вторых, не готовы эту задачу выполнять. С помощью той же самой идеи легко объясняется и то, почему сегодня многие светские ненавидят религиозных и вместо диалога предпочитают, по выражению рава Шимшона Давида Пинкуса, «сверлить дыру в днище нашего общего корабля».
Ненависть и вражда
Ненависть отличается от вражды. Люди, между которыми возникла вражда, не обязательно ненавидят друг друга. Ненависть может подразумевать, в числе прочего, и вражду, но это не обязательное условие. Обычно люди, между которыми есть конфликт, контактируют друг с другом, им есть что делить, поэтому вражда лечится размежеванием, но настоящая ненависть не лечится ничем. Ненависть народов мира по отношению к народу Израиля, равно как и ненависть светской части народа Израиля к религиозной его части, на самом деле, не связана с каким-то политическим или социальным конфликтом, хотя его упорно пытаются сюда «пришить». С бытовой точки зрения эта ненависть беспочвенна и алогична, но это неважно, ведь на самом деле, весь конфликт крутился и крутится вокруг самой сути вещей, вокруг смысла человеческого существования: даже при тяжелом положении еврейского народа избранность Вс-вышним является самой главной ценностью – предметом зависти, оспаривания и ненависти. И хотя каждый нееврей может стать евреем, а каждый еврей может удостоиться «короны Торы», ненависть не проходит.
Антисемитизм долго тлеет, прежде чем вспыхнуть по-настоящему: каждому мощному всплеску антисемитизма в истории предшествовал период вызревания, который требует времени. Антисемитизм подобен преющему торфу в болоте, легкому дымку над спящим вулканом – внешне все выглядит довольно мирно и спокойно, но если копнуть поглубже, то станет ясно, насколько обманчива картина. Многим из нас приходилось внезапно, спустя годы общения с человеком, слышать от него какую-то фразу, нечто такое, что переворачивало наше представление о том, которого мы еще минуту назад считали своим лучшим другом: «Да он же антисемит! Кто бы мог подумать?» К сожалению, нечто очень похожее иногда приходится наблюдать и со стороны некоторых наших светских еврейских друзей: в разговоре с соблюдающим человеком они могут позволить себе по-дружески пренебрежительно отзываться о Торе, насмехаться над раввинами, вдруг, буквально на мгновение, продемонстрировать полное отсутствие уважения к тому, что собеседник считает правильным и истинным. Как известно, лучший способ защиты – это нападение, поэтому такие поведенческие особенности многих наших несоблюдающих братьев понятны и естественны.
В отличие от вражды, ненависть не обязательно должна быть обоюдной. «Эйсав ненавидит Яакова», но Яаков не испытывает ненависти к Эйсаву. Евреи не испытывают ненависти к тем, кто ненавидит их. Соблюдающие евреи не относятся с ненавистью к светским и никогда не отвечают симметрично на их нападки, атаки и обвинения. Они продолжают постигать волю Творца, растить детей в духе Торы – в общем, тянут лямку служения, не только за себя, но и за «того парня».
1 Любопытно, что авторы различных конспирологических теорий и их поклонники не просто демонизируют религиозных евреев, а глубоко убеждены, что ассимилированных евреев не существует – все евреи, независимо от своих духовных и политических предпочтений, так или иначе служат своему кровожадному ложному богу. Другими словами, ненависть европейских антисемитов к евреям, «присвоившим» себе духовную исключительность, Б-гоизбранность, напоминает светской части народа Израиля кто такие евреи, в чем их предназначение – напоминает им все то, о чем они предпочли бы забыть.
2 Отнесем сюда же популярную в определенных исламских кругах фетву, согласно которой Аллах превратил евреев в обезьян, а тех, в свою очередь, в свиней и поклонников Шайтана.
Теги: Талмуд, Тора, Израиль, евреи, Танах, Айзенштат, Мир Торы, антисемитизм