Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
ЗОЛОТОЙ ВЕК
ИЛИ НЕМНОГО "АПОЛОГИИ"
СВИДЕТЕЛЬСТВО НЕНАВИСТНИКА
О том, что обособленность была непременным свойством евреев ещё две тысячи лет назад, свидетельствует Тацит, не причисляемый к почитателям Израиля. Он пишет, что еврей не мог помыслить взять в жёны нееврейку. Подобных "странностей" не существовало ни у одного из народов. Вступать в брак обязательно с представителем своей нации? Что за "нелепость"? Каждый выбирал супругу по собственному усмотрению.
Свидетельство врага – надёжное свидетельство.
Небезызвестный Аман, сам того не желая, оказался вполне подходящим свидетелем, чтобы доказать духовную стойкость евреев: «Есть некий народ, - говорит он, - рассеяный и отделённый,…а законы их отличны от обычаев всех народов»[1]
Из его слов понятно: евреи сохраняют приверженность своему Закону везде, куда бы их ни забросило. Это свидетельство тем ценнее, что произнесено злодеем, губителем евреев. Сыновья Израиля, как в Индии, так и в Куше (Эфиопии), – повсюду хранят верность традиции.
ВОПЛОЩЁННЫЙ ИДЕАЛ
Нашему поколению нелегко представить реальность, резко контрастирующую с сегодняшней: целый народ, верящий во Всевышнего и Его предписания. Народ, преданный Субботним заповедям, как напоминанию о Чуде Творения, видящий в исполнении мицвот своё жизненное кредо.
Тяжело современному человеку даже наметить в воображении эпоху, когда народ не являл собою коктейль социалистов, либералов, реформистов, консерваторов, модернистов и прочих «фруктов».
Двести лет назад еврейский народ был народом Торы. Не все, впрочем, подходили под определение законченных праведников - градация по духовным уровням существовала, - но о неукоснительном исполнении мицвот заботился каждый.
Кстати, соблюдение мицвот, само по себе, не является тождеством праведности. Доказательство тому – поколение Пустыни. Корах исполнял предписания Торы с большим рвением. Мидраш, подробно описывающий его восстание, подтверждает этот факт. Но назвать Кораха праведником язык не повернётся.
Доэг[2] был первостатейным знатоком Торы, но именно о нём говорит Гемара: он из тех, у кого нет доли в Будущем Мире.
Не каждый еврей тех лет достигал высшей духовной ступени, но общее состояние народа сохранялось в неизбывной чистоте.
Суббота соблюдалось с особой гордостью. Законы кашрута были достоянием всего общества. Любой еврейский дом признавался вполне благополучным с точки зрения соблюдения непростых пищевых предписаний. Каждый еврей, по крайней мере, в Субботу, обязательно молился в миньяне.
Вплоть до Первой Мировой войны, евреи Восточной Европы скрупулёзно соблюдали все заповеди Торы. А ведь там сосредоточилось большинство Народа, порядка шести миллионов, и почти все из них были преданы своему Наследию.
Образ еврея, ежедневно не накладывающего тефиллин, являл собой нелепость. В скорбный Девятый день месяца Ав, в местечках нельзя было обнаружить ни одного еврея, обутого в кожаную обувь. Крайне редко попадался еврей с непокрытой головой.
В те дни в народе, с чуть наивной уверенностью, повторяли, что обязанность покрытия головы учится из Торы. Ведь сказано: «и пошёл Авраам». А можно ли представить, что Авраам мог «ходить» c непокрытой головой! Прогулка без головного убора представлялась вещью невозможной.
С той же долей наивности изыскивали рецепт, как поймать вора. Дело было, до смешного, простым. Нужно было, когда он ещё спит, потихоньку убрать выставленную в изголовье кружку с водой для утреннего омовения. Разве еврейский вор может «смыться», не совершив «нетилат ядаим»?
Анекдоты эти говорят о состоянии еврейского общества, когда Закон и обычаи вошли в плоть и кровь.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ НА СТРАЖЕ
Так было и в России. Царская Россия являла собой империю, отрезанную от остального мира. Миллионы евреев не имели почти никаких контактов с культурой других стран. Еврейские подданные России, как и в предыдущие годы, продолжали свою углублённую, тщательно разработанную традицию. Технологическая революция, громогласно прокатившаяся по остальному миру, ещё не затронула эту страну. Здесь ещё не было ни мощной телеграфной сети, ни разветвлённой системы железных дорог.
Руководители России, опасаясь новшеств, приносящих на своих крыльях революции, пытались отделить Россию, создав вокруг себя вид занавеси, препятствующей внешнему влиянию. По всей Европе рушились монархии, но Россия оставалась всё той же, каменно-неприступной. Для евреев такая постановка вопроса создавала ряд облегчений. Легче было следовать традиции предков, когда само государство консервативно. Когда время не движется, жизнь течёт так же, как и двести лет назад, соблюдение Торы по всегдашней мерке видится явлением естественным и непреходящим.
Понятие «эрув» (границы, в пределах которой вся территория становилась одним частным владением и разрешался перенос вещей в Субботу) существовало уже тысячи лет. Время от времени, неевреи, окружавшие местечко, разрушали «границу». По этой причине установился особый порядок, следивший за целостностью эрува. Если перед Субботой выявлялась неисправность, во всех синагогах об этом немедленно объявлялось, и ни один еврей не мыслил переносить вещи в эту Субботу.
Евреи крупных городов с той же ревностью относились к Закону. В центре города, как правило помещались богачи, а народ победней теснился на окраинах.
Примером может служить Ковно (Каунас), тогдашняя столица Литвы. Несколько улиц в Ковно были заняты правительственными учреждениями, но большинство населения составляли евреи. Город был окружён эрувом. Чтобы сделать его «кошерным» и для центра города, построили специальные ворота. Теоретически, эти ворота можно было закрыть, но на деле они никогда запирались, потому что всё их назначение – сделать «субботнюю границу» отвечающей требованиям Еврейского Закона.
Евреи Восточной Европы, не смотря ни на какие преследования, с гордостью несли звание «народ, обитающий отдельно»[3] Порой, церковь обвиняла евреев в "осквернении" символов, "священных" для христиан, и даже присуждала к смерти, притом, что правительства оставались безучастными. Такие случаи были относительно редки, но историки уделяют им много места в исследованиях, пытаясь представить картину "нестерпимого" положения, и, будто бы, именно уравнивание в правах улучшило условия жизни евреев.
В действительности же, ограничительные законы, издававшиеся правительством, отделяли евреев, и защищали их от агрессивной толпы.
Сегодняшний Нью-Йорк гораздо опасней России 18-го века.
Тогда уголовное убийство считалось поступком из ряда вон выходящим, теперь же, – интегральная часть ежедневной «хроники».
Даже погромы, являвшиеся «бичом» российских евреев, «упорядочивались» и «ограничивались» правительством. Последнее, вмешиваясь в «ход событий», использовало их в своих целях.
Продолжение следует
[1]Эстер,3,8
[2]По его доносу царь Шауль подверг тяжёлому наказанию целый город.
[3]Бамидбар,23,9
Теги: , история, Переводы, Холокост, "Распад над бездной"