Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Значение страданий - вовсе не в самих страданиях, а в том, что, благодаря им, удаётся человеку исправить в себе и своих делах. Именно поэтому – гораздо больше пользы для человека кроется в самой возможности страданий, вероятности горя.
Если беда, не дай Б-г, уже настигла человека, всегда существует опасность, что это помешает ему адекватно оценить положение. Человек, поглощённый горем, ощущает себя разбитым, и свою горечь и боль может обратить против Небесного Суда. И ещё, человека в горе не интересует ничего, кроме собственных переживаний. Для серьёзного самоанализа и раскаяния в его душе просто не находится места.
Только в преддверии беды, только в предчувствии горестного исхода возможна серьёзная работа над собой. Только когда человек в опасности или ощущает, пусть издалека, дыхание беды – именно этот час – наиболее подходящий, чтобы совершить внутренний переворот и попытаться что-либо в себе исправить. Если, конечно, относит себя к людям верующим и понимает, что всё на свете происходит неспроста.
Если на душе - тревога и интуитивное беспокойство – пусть даже ничего не случилось - это ясное указание на то, что с Небес призывают человека заново оценить свою жизнь, перебрать её «по косточкам» и попытаться починить то, что требуется. Невозможно переоценить насколько важны в этот час каждая мелочь, каждое движение в душе человека.
Есть ещё один аспект, ещё одна высокая нота в тшуве, совершённой в ответ на «штормовое» предупреждение о беде, а не из-за самой беды.
Человек, которого уже настигло горе, если и раскаивается, то раскаяние это – не из-за внутреннего побуждения, не из-за внутренней готовности к переменам - само несчастье, сама боль заставляют порой, помимо собственной воли, заглянуть себе в душу и заново себя оценить.
При всей важности такого духовного движения – ведь человек не раскис, не стал винить всех и вся, честно взглянул на вещи, - его значение нельзя поставить на одну доску с важностью той внутренней работы, которую человек проделывает, почувствовав лишь лёгкое дуновение грозы. Значение этой работы неприходяще, неизбывно и незаменимо. Недаром говорят, что добрая лошадь бежит от палки, и только осёл ждёт удара.
И ещё одну вещь важно отметить. В Тшуве, достигнутой при отдалённом намёке на беду, гораздо больший процент личного выбора, личной заслуги, чем «притягивания» Свыше. Такая Тшува весьма ценна. Ценна тем, что человек в этом случае добирается до самого корня своих дурных наклонностей. Он сам выбрал дурное и САМ ушёл от него. Ведь, согласитесь, тот, кому Свыше отбили всю охоту, а то и возможность грешить, не может похвастаться, что это в полной мере его свободный, личный выбор. Выбор-то как раз и был ограничен. Ему просто помогли Свыше. Такая Тшува, при всей её похвальности, весьма поверхностна и не лечит корень «болезни». Для этого нужно совершить более глубокое исправление и выстоять в тяжёлых битвах с собственной природой. А это тяжко.
По книге раби Элияу Деслера «Михтав ми-Элияу», том 3, стр. 237.
Теги: Еврейство