Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Анализ души 23. Мудрецы мусара о недельной главе Хаей Сара. Саба из Кельма: Тайна души человека

Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Анализ души»
Темы: Душа, Хаей Сара, Рав Хаим Бурштейн, Мусар

В поисках невесты для Ицхака Элиэзер проверял в кандидатке наличие только одного важного качества – милосердия...

 На очередной лекции цикла рава Хаима Бурштейна «Анализ души» разбираем недельную главу Торы, с позиции учения Мусар. Недельная глава «Хаей Сара» повествует о приобретении нашим праотцом Авраамом пещеры Махпела, поэтому многие люди в эту неделю приезжают в Хеврон, помолиться у Пещеры Праотцов.

Для успешной работы над собой рабби Мендель Лефин в своей книге «Анализ души» предложил такое практическое ноу-хау: проснувшись утром, надо задуматься о задаче, которую человек себе ставит – в аспекте исправления своих качеств; а перед сном следует подумать о том, как прошел у него день в этом аспекте.

В недельной главе «Хаей Сара» много говорится о нашей праматери Ривке. Ривка в первый раз в жизни пошла за водой, и ее тут же заметил раб Авраама Элиэзер – благодаря тому, что она проявила милосердие – только такая девушка подходит в жёны Ицхаку. Интересно, что Элиэзер увидел Ривку сразу же – и в этом проявляется милосердие Вс-вышнего к праведникам: так как они действуют не в своих интересах, а ради высшей цели, то Вс-вышний не посылает им дополнительных испытаний (даже таких несложных, как необходимость подождать).

С точки зрения Элиэзера, в невесте Ицхака было важно только одно качество – милосердие, всё остальное он не выяснял. Саба из Новардока объясняет это с помощью такого примера. Человек – как часы с потертыми и заржавевшими шестеренками. Стоит поместить в них хотя бы одну хорошую, неиспорченную шестеренку, и весь механизм начнет работать. То есть если мы добьемся положительного результата в работе над каким-то одним качеством, мы сможем продвинуться и в других качествах, особенно если это качество милосердия, когда человек ориентирован не на то, чтобы брать, а на то, чтобы давать.

Ожидает ли от нас Вс-вышний проявления милосердия по отношению к богатым и самодостаточным? Какой урок милосердия дает нам Нахум Иш Гамзу (который прославился своей присказкой: «и это тоже к добру»)? Как Рамбам предлагает работать над своими качествами для выработки «золотой середины»? Что сделал Элиэзер, когда заметил в себе пристрастность, мешающую ему найти невесту для Ицхака?

 

Материалы по теме


Эсав известен своим аморальным поведением и тягой к жестокости, в отличие от Яакова, которого Тора называет человеком прямым, преданным учебе. Эсав продал свое право первородства Яакова за похлебку, и это означало, что он отказывается от той духовной работы, к которой был предназначен. Вместо нее Эдом захотел для себя блага этого мира. Читать дальше