Мечты дают человеку возможность представить в своем воображении то, чего желает его душа. Мечты, продиктованные животной душой, ведут к неудовлетворенности, а мечты о высоком, значимом для всего человечества, ведут к реализации духовного потенциала человека и, в конечном итоге, — к исправлению всего мира.
Оглавление
Пустые мечты [↑]
Сказано в Коэлет (5:6) «Ибо во множестве мечтаний — много суеты и слов». И часто первая ассоциация, связанная со словом «мечты» — это «пустые мечты», «напрасные мечты», «бесплодные мечты»…
Действительно, о чем люди мечтают? В детстве многие мечтали стать космонавтом или президентом, придумать вакцину от рака, прекратить войны на земле, изобрести крылья, с помощью которых каждый человек сможет летать, оживить любимую плюшевую собачку, открыть новый закон физики… Дети мечтают без границ.
Наученные опытом взрослые объясняют детям, что все эти мечты — пустое, и вот дети вырастают, а мечты их мельчают: карьера, машина, большой дом, слава, признание, вседозволенность, миллион долларов на счету. В этом множестве мечтаний — только «много суеты и слов», как сказал Коэлет, ведь все они нацелены на исполнение личных материальных желаний.
Мечтая о материальных благах, которыми владеют другие, люди понижают свою самооценку, разрушая собственную личность. Такие мечты — это дорога, ведущая в никуда, и не зря наши мудрецы говорят, что воображение — это инструмент дурного начала. Именно при помощи воображения ецер а-ра рисует нам удовольствия, которые мы «упускаем», соблюдая заповеди.
Кроме того, люди, полностью погруженные в мечты о том, что будет завтра, через неделю, через год, лишают себя возможности наслаждаться моментом и живут с чувством постоянной неудовлетворенности, повторяя себе: «Если бы у меня было то-то, если бы я мог достичь того-то, я стал бы счастливым человеком».
А что же происходит, когда такая мечта осуществляется? Мы приобретаем то, что должно было сделать нас «счастливыми», но ощущение счастья — не появляется, ведь счастье — это умение получать удовольствие от того, что имеешь. А на место одной мечты обязательно приходит новая, и так — до бесконечности.
Счастливым может и должно быть каждое мгновение жизни — если мы ценим реальность. А разрушающие фантазии и навязчивые иллюзии отнимают у нас удивительный вкус реальности, крадут у нас счастье.
Преступные мечты [↑]
То, что было сказано выше, касалось обычных мечтаний о дальних странствиях, многоэтажных виллах и высоких должностях. К сожалению, дурное начало подбрасывает нам и другие мечты, реализация которых не просто питает наше животное начало, но и подталкивает к греху, заставляя желать чужого имущества, разврата, смерти неприятеля, некошерных блюд и развлечений.
Объясняют мудрецы (Маарша и др.): физическое действие по своей сути имеет четкие параметры, у него есть начало и конец, и продолжается оно обычно не так уж долго. И после того, как оно кончилось, человек, достигнув желанной цели, естественным образом успокаивается. И тогда часто прозревает: на практике все оказалось не таким приятным, как представлялось в мечтах. Жаждал какого-то райского блаженства, а на деле такого насаждения не получил, только замарался. Все это в некоторой степени уменьшает пагубный эффект греха и создает возможность для раскаяния.
А мысли о еще не совершенном грехе и стремление к нему могут одолевать человека бесконечно. И все это время они оказывают на него пагубное воздействие, он этим озабочен, это становится частью его сущности. И, пока он не удовлетворил это стремление, он и не подумает о бессмысленности греха и о раскаянии, на данном этапе он слишком одержим желанием достичь того наслаждения, которое сейчас кажется таким райским. Пока его мечтания не осуществятся, они приносят ему скорее мучение, чем удовольствие, как любая жажда, которую человек испытывает и еще не удовлетворил. В результате даже его животная часть, которая от самого греха получила бы свое удовлетворение и успокоилась, пока что не находит покоя и продолжает мучиться жаждой.
Получается, что греховные мечты тяжелее самого греха — в том, как они воздействуют на человека, в том, как с ними трудно жить.
Мечты великих [↑]
Мы говорили в начале о детских мечтах — высоких и чистых, ничем не ограниченных, и о том, как с годами эти мечты мельчают. К счастью, так происходит не со всеми, и все великие люди: мудрецы, праведники, герои, ученые — это те, кто не отказался от своей мечты, решив, что ее воплощение ему не по силам.
Рамбам в «Законах раскаяния» (5:2) пишет: «Да не придет тебе на ум, о чем говорят глупцы из других народов и большинство невежественных евреев: что Всевышний решает перед тем, как человек появляется на свет, кем тому быть — праведником или злодеем. Это неверно. Всякий может стать праведником, как Моше рабейну, или злодеем, как Йоровам, мудрым или глупцом, милосердным или жестоким, скупым или щедрым и так далее. И нет никого, кто бы заставлял его, или решал за него, или влиял на выбор им одного из двух путей, — лишь он сам, по своему разумению, направляется по тому пути, который изберет».
Рамбам раскрывает нам удивительную истину: каждый может стать не просто праведником, а праведником уровня Моше-рабейну, про которого сказано в Зоаре (3, 260б), что он был первым человеком, достигшим абсолютного совершенства, а следующим будет Машиах!
Эта истина показывает нам, для чего Вс-вышний наделил всех людей этим свойством — мечтать. Каждый человек, мечтающий о высоком, если не откажется от этой мечты, а превратит ее в задачу и цель, может достичь того совершенства, которое в нем потенциально заложено. Люди не достигают величия в своей жизни только потому, что не поставили перед собой великих задач.
Для того, чтобы полностью насладиться всеми благами Торы, нужно использовать все свои способности. Только реализуя свой потенциал, душа может насытиться. А чтобы его реализовать, необходимо научиться стремиться к великому и недостижимому. Тогда умение сформулировать мечту, четко определить цель станет первым шагом к успеху.
Рав Йосеф Б. Соловейчик писал, что уникальность человека проявляется в его концентрированном устремлении к той особой цели, на которую настроены все струны его души. Своеобразие человека выражается в сокровенной молитве его жизни. Цели людей могут совпадать, но каждый стремится к своей на особый манер. Каждый человек имеет свою мечту, борется и стремится к тому, что современные психологи называют самовыражением. Оно достигается осуществлением главной мечты человека, с выполнением которой связаны все его надежды и желания.
Если человек искренне стремится выполнять волю Вс-вышнего, то и Вс-вышний идет ему навстречу и выполняет его желания — если их исполнение действительно пойдет на пользу этому человеку. Но даже если мы не достигли такого уровня праведности, у нас есть возможность обратиться к Творцу с просьбой — путем молитвы.
Молитва в иудаизме — это не просто перечень просьб, это, прежде всего, углубленная работа над собой, совершенствование своих душевных качеств. Если мы показываем Вс-вышнему, что искренне хотим стать лучше и приблизиться к Нему, если исполнение наших просьб не приведет нас к отдалению от Него и если мы умеем благодарить за то, что у нас уже есть — жизнь, здоровье, семью и т.д., — Он обязательно прислушается к нашей молитве.
Еврейский народ не был бы еврейским народом без тех подвижников, кто мечтал завоевать Землю Израиля, построить Храм, стать великим мудрецом — или женой великого мудреца, открыть ешиву, организовать общину — в обстоятельствах, кажущихся невозможными для реализации этих мечтаний.