Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Тель-Авив

Тель-Авив — крупный город в Израиле на берегу Средиземного моря. Основан в 1909-м году это один из первых еврейских городов в Земле Израиля, основанных в наше время. В названии используется игра слов: «тель» — на иврите «холм», так называют холмы и курганы, образованные остатками древних городов и поселений, а «авив» — «весна», символ обновления. Тель-Авив расположен на 14-километровой полосе вдоль морского побережья, на севере ее пересекает река Яркон, на востоке — река Аялон. Считается «экономической столицей» Израиля. Население — ок. 430 000 чел., а население агломерации, т.н. «большого Тель-Авива» — ок. 3,5 млн чел. Сегодня Тель-Авив превратился в символ всего светского и антирелигиозного.

Оглавление

«Вторая алия» [↑]

Тель-Авив — один из первых еврейских городов в Эрец-Исраэль в новое время, то есть город, основанный евреями, и с момента своего основания населенный почти исключительно евреями, — с конца 1920-х гг. стал общественно-политическим, экономическим и культурным центром ишува.

Если в первой алие евреи использовали арабский труд, чтобы возделывать земли, приобретенные бароном Ротшильдом, то евреи второй алии стали застраивать земли поселениями. Типичными фигурами второй алии были Давид Бен-Гурион, Ицхак Бен-Цви и другие, которые стали лидерами Государства Израиль через сорок лет. Чрезвычайно трудоспособные идеалисты, готовые на жертвы, и при этом презирающие еврейское прошлое и ненавидящие еврейский образ жизни в европейском изгнании.

Основав несколько поселений, в 1906 году колонисты второй алии двинулись из Яффо, чтобы начать строить новый еврейский пригород, который потом стал крупнейшим еврейским городом в мире. Созданное с этой целью общество Ахузат-Байт ставило целью основание «еврейского центра городского типа» вдоль линии железной дороги Яффо — Иерусалим севернее Неве Цедека. Во главе общества стоял Акива А. Вайс.

История названия города [↑]

Название города восходит к пророку Йехезкелю, который, попав в вавилонский плен, жил в поселке Тель-Авив близ Ниппура, одного из религиозных центров Вавилонии, о чем написал (см. Йехезкель, 3:15): «И пришел я к изгнанникам в Тель-Авив, сидящим при реке Кевар, и сел там, где они обитали, и сидел там среди них семь дней в оцепенении».

Прошло более 2500 лет. Один из пионеров ивритской журналистики, Нахум Соколов взялся перевести только что вышедшую книгу основателя сионизма Теодора Герцля «Altneuland». В дословном переводе на иврит это звучало как «Эрец ешана-хадаша» («Древняя-новая земля»). При этом терялась лаконичность и мистический намек на пражскую «Altneuschule», очень известную и самую древнюю синагогу в Европе.

Переводчик обратился к ТАНАХу и встретил там вавилонский Тель-Авив, в котором жил пророк Йехезкель. В этом лаконичном названии уместилось всё: «древность», ставшая синонимом слову «тель» (холм), после археологических раскопок холмов Ближнего Востока; и «возрождение» в слове «авив», что на иврите означает «весну» и «первые весенние всходы» — олицетворение новой жизни.

Город, основанный в 1909 году как новый еврейский квартал Яффы и называвшийся Ахузат Баит, сразу после выхода в свет в 1910-м году книги Герцля «Альтнойланд», переведенной на иврит под названием «Тель-Авив», стал называться Тель-Авивом.

Тель-Авив до Независимости Израиля [↑]

Тель-Авив в первое время после основания делился на несколько кварталов: на востоке — Нахалат-Биньямин и Мерказ Баалей-Млаха, на севере — Хевра-Хадаша (ныне улица Алленби) и Геула — первый квартал Тель-Авива, выходящий к морю.

К 1914 году в городе проживало 2000 человек. Вначале это были, главным образом, выходцы из России и Польши. С приходом в Германии к власти нацистов в Землю Израиля хлынули выходцы из Германии, многие из них осели в Тель-Авиве.

В Тель-Авиве находились центральные учреждения политических партий, молодежных движений, штаб Аганы, командование Эцела и Лехи, правления основных фирм и компаний, редакции газет, издательства, театры. В городе жили большинство еврейских писателей, художников и артистов того времени. Деятельность муниципалитета, общественных и других учреждений и организаций, полиции, а также практически вся культурная жизнь в городе осуществлялась на иврите.

Тель-авивские синагоги [↑]

Первая синагога Тель-Авива — это «Мошав а-Зкеним» («Обитель престарелых»). Так называется находящийся неподалёку дом престарелых, основанный в 1910-м году на деньги предпринимателя Зераха Бернета. Тогдашние тель-авивские старики были поголовно религиозными (или, по крайней мере, придерживающимися традиций), поэтому вскоре людям понадобилась собственная синагога. В 1927 году возведенное в стиле эклектики здание синагоги стало одним из украшений центральной улицы Алленби, но через некоторое время синагога пришла в упадок, потому что примерно в те же годы в соседнем квартале возвели огромнейшее здание Большой Синагоги, и все желающие помолиться стали ходить именно туда.

Большая Синагога, возведенная на деньги барона Родшильда, изначально выглядела как традиционная восточноевропейская синагога: строгие фасады с арками, огромный купол. В конце тридцатых годов к фасаду пристроили широкие лестницы и подняли вход высоко над землёй. А в семидесятые годы здание было радикально реконструировано: его обнесли лесом бетонных колонн в международном стиле.

В том же стиле были изменены и главный фасад, внутреннее освещение, детали интерьера. На главном фасаде установлен барельеф, изображающий иерусалимскую синагогу Хурву, разрушенную иорданскими солдатами в 1948 году. Великолепны здешние витражи: это копии витражей синагог, уничтоженных в Европе во время Холокоста.

После образования Израиля, в годы религиозного подъёма, Большая Синагога на 1100 мест по субботам была переполнена молящимися.

Но Тель-Авив развивался как город преимущественно светский, евреи, соблюдавшие традиции, в поисках духовной жизни покидали деловой центр страны. Синагоги стоят заброшенными и не всегда набирают миньян.

Тель-Авив и Война за Независимость [↑]

В первые месяцы Войны за Независимость яффские арабы обстреливали Тель-Авив. Положение изменилось после взятия Яффо еврейскими силами и её капитуляции, подписанной в Тель-Авиве в штабе Аганы 13 мая 1948 г. На следующий день в здании музея, бывшем доме Меира Дизенгофа в Тель-Авиве, Давид Бен-Гурион провозгласил создание независимого еврейского государства, временной столицей которого стал Тель-Авив. В первые месяцы там работало правительство Израиля и заседал Кнесет 1-го созыва.

В 1949 году молодой Тель-Авив и древний арабский город Яффо были объединены в новое административное образование Тель-Авив—Яффо. Тель-Авив стал экономическим центром страны, постепенно срастаясь с окрестными городами. В настоящее время всё побережье Средиземного моря на север от Тель-Авива на 50 км (вплоть до Хадеры) — это сплошная городская застройка.

Побережье южнее Тель-Авива являет собой также сплошную городскую застройку, которая вначале называется Яффо, затем Бат-Ям и далее Ришон ле-Цион.

Иногда даже жители этих городов не знают — относится ли какая-то улица уже к Бат-Яму, или это ещё Яффо (порой границы между городами проходят прямо по улице; таким образом, дома одной и той же улицы могут находиться под юрисдикцией различных муниципалитетов).

Население Тель-Авива до недавнего времени почти полностью (96 процентов) было еврейским, пока не начался приток беженцев из Южного Судана.

Тель-Авив пробыл столицей Израиля меньше двух лет, и в 1950 году столица Израиля была перенесена Иерусалим. Несмотря на это, многие страны до сих пор не могут с этим фактом смириться и считают столицей Тель-Авив.

Духовная жизнь Тель-Авива [↑]

Первой ешивой в Тель-Авиве была «Эйхаль аТалмуд», основанная в начале 30-х годов XX-го века. Сначала занятия ешивы проходили в Большой Синагоге на улице Аленби, а в 1933-м году было заложено здание ешивы на улице Йеуда Алеви. Сейчас эта улица носит название ешивы — Эйхаль аТалмуд. Главами ее стали рав Йосеф Фарбер и рав Хаим Зэев Финкель, почетным президентом — рав Элиэзер Йеуда Финкель, рош-ешива «Мир».

В отличие от многих других ешив, «Эйхаль аТалмуд» изначально была задумана как колель, то есть ешива для женатых мужчин. Задача состояла в том, чтобы подготовить плеяду раввинов для новых поселков и городов в центральной части Земли Израиля, которая застраивалась рекордными темпами. Десятки выпускников ешивы «Хеврон» перешли учиться в этот новый колель и через несколько лет стали равами городов, поселений и районов.

Во время Второй мировой войны в ешиве «Эйхаль аТалмуд» открылось специальное отделение для тех, кто бежал от ужасов горящей Европы: «Ешиват Плитат Софрим», где преподавал в то время рав Шломо Лоренц.

Первые десятилетия ешива разрасталась, открылась при ней также ешива-ктана, но со временем Тель-Авив становился все более светским городом, и религиозное население перетекало в соседний с Тель-Авивом Бней-Брак. «Эйхаль аТалмуд» превратилась в обычный колель.

Также в 30-е годы в Тель-Авиве появилась ешива «Хидушей Арим» — вторая ешива гурских хасидов, основанная на Святой Земле, которая сначала являлась филиалом Иерусалимской «Ешивы Сфат Эмет». Возглавил ешиву рав Симха Буним Альтер, по указанию своего отца, автора книги «Имрей Эмет», раби Авраама-Мордехая Алтера из Гуры, который был выдающимся хасидским наставником, одним из духовных лидеров поколения.

«Имрей Эмет» посчитал необходимым открыть ешиву в Тель-Авиве по двум причинам. Во-первых, в целях развития еврейской жизни в новом (и очень светском!) городе. Во-вторых, к тому времени в районе Тель-Авива проживало много гурских хасидов, и родители мальчиков опасались отправлять их учиться в Иерусалим, населенный арабами.

Поначалу ешива располагалась в Южном Тель-Авиве, но к 1968 году удалось построить здание в Рамат аХаяль на северо-востоке города, где она существует до сих пор.

С Тель-Авивом связано имя рава Рава Исроэля-Меира Лау, который в разные годы был главным ашкеназским раввином Израиля и главным раввином города. Родители рава Лау погибли во время Катастрофы, а он сам был узником концлагеря Бухенвальд. После освобождения из концлагеря рав Лау репатриировался в Израиль. Рав Лау известен как автор книг «Иудаизм — закон и исполнение» о ежедневном еврейском образе жизни и двухтомника «Об Израиле» — о медицине, этике и еврейских обычаях, и других.

Должность главного сефардского раввина Тель-Авива в 1968-1973 годах занимал ставший позже величайшим духовным лидером рав Овадия Йосеф.

В Тель-Авиве находится Центр горских евреев, где также проводятся уроки для подростков и специальные программы на шаббат.

Современный Тель-Авив [↑]

Кому-то Тель-Авив напоминает Париж, кому-то Ибицу: здесь много маленьких кафе на тенистых бульварах, на пляже почти всегда подходящая для загара, купания и серфинга погода, по набережной гуляют никуда не спешащие люди. Днем и ночью здесь работают бары, клубы и дискотеки.

Как ни в каком другом городе Израиля, в Тель-Авиве проявляется губительное для еврейской души прозападное влияние современного космополитизма. Суббота здесь не отличается от будней; гей-парады становятся нормой, и в Тель-Авив со всего мира едут туристы любых нетрадиционных ориентаций. По сути, самый первый еврейский город на Святой Земле в наши дни стал символом всего светского, либерального и антидуховного.

В последние годы неожиданно в светском сердце Израиля открылись новые площадки для приближения нерелигиозных евреев к Торе; вдруг оживают синагоги; все чаще видны кипы и шляпы, и даже появились новые кафе и рестораны с лучшим кашрутом — даже здесь чувствуется приближающееся Избавление!

Выводить материалы

Большой потенциал «Большого Тель-Авива» («Толдот Йешурун» в Бней-Браке)

Рут Сомински

Что делает филиал «Толдот Йешурун» в «религиозной столице Израиля»?

Развлечения в парк Даром

Мордехай Эпельфельд

На южной окраине Тель-Авива, расположено чудесное место отдыха, природный парк Менахема Бегина. Парк достаточно большой, хорошо благоустроенный, приспособленный для отдыха людей любого возраста. Два искусственных водоема, один для занятий серфингом, детские площадки, многочисленные скамейки для отдыха, места для жарки шашлыков.  

Башни Азриэли

Михаил Винарский

Комплекс из трёх небоскрёбов в центре Тель-Авива. Башни названы по имени инициатора проекта, канадского предпринимателя израильского происхождения Давида Азриэли. Круглая башня, самая высокая из трёх, насчитывает 49 этажей и имеет высоту 187 м. Треугольная башня высотой в 169 м насчитывает 46 этажей и Квадратная башня насчитывает 42 этажа и 154 м.

Спальный Тель-Авив

Игорь Вайзнер

Тель Авив разделен на районы, как в любом городе, но хоть город и маленький, каждый район — это как отдельная страна, очень различаются между собой.