Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Средиземное море

Средиземное море — это то море, которое в Танахе называется обычно Великим. Берега Средиземного моря можно назвать колыбелью древних цивилизаций. В современном Израиле множество городов и поселков от Рош а-Никра до Газы построены на берегу Средиземного моря. Колено Звулуна занималось обширной морской торговлей. Существует особое благословение, которое произносят, увидев «Великое море».

Оглавление

О названии моря [↑]

Данное римлянами название Средиземного моря (Mare Mediterraneum) отражало действительность в ту эпоху, когда всё население Земли действительно было сосредоточено вокруг этого моря. Древние европейские и североафриканские цивилизации развивались в бассейне моря, расположенного «среди земель» и служившего естественным путём сообщения между ними.

В Танахе названия «Средиземное море» нет. Есть — Великое море (а-ям агадоль): в Бамидбар (34:6-7), в Книге Йеошуа (1:4, 9:1, 15:47), у Пророка Йехезкеля (47:10,15,20). Иногда оно называется просто морем, как в I Мелахим (5:9) или западным, «последним морем» (а-ям а-ахарон), как в Дварим (11:24). Запад часто называется «ахор», так как оказывается сзади, когда человек стоит лицом к востоку («кедма», «кадима»), и юг оказывается справа, а север слева. Так как Средиземное море расположено на западной границе Израиля, то на языке Танаха слово «ям»‎ («море») означает также «запад».

Другим названием было «Море плиштим» (Шмот 23:31) — море филистимлян. Этот пасук обозначает границы Земли Израиля, в которых евреям предстоит поселиться: «И проведу пределы твои от моря Суф до моря филистимлян, и от пустыни до реки». Море Суф — это северный берег Эйлатского залива, а море филистимлян — Средиземное море; под «рекой» подразумевается Ефрат, а пустыня — это Синай.

Собирательным именем «плиштим» (палестинцы, филистимляне) называются в Торе «народы моря» — как раз Средиземного моря, которые населяли побережье Греции, Малой Азии и восточного Средиземноморья. Первая волна «народов моря» заселила западный Негев — «землю Грар», где жили праотцы Авраам и Ицхак. А незадолго до исхода сынов Израиля из Египта на побережье Кнаана появилась новая волна «палестинцев», переселенцев с острова Крит, которые поселились к югу от г. Газы (Атлас Даат Микра, стр. 76).

Из географии [↑]

Средиземное море называют межматериковым, оно находится между Евразией и Африкой, а на западе соединяется с Атлантическим океаном Гибралтарским проливом. Средиземное море делится на несколько меньших водоёмов, каждый со своим собственным обозначением: Адриатическое, Кипрское, Эгейское и другие. Географы относят Мраморное, Черное и Азовское моря также к бассейну Средиземного моря, так как они соединяются с ним каналами. В Средиземном море также множество заливов и проливов, но к Израилю относится только один крупный залив — Хайфский, расположенный между Акко и Хайфой.

Израилю досталась крошечная часть прибрежной полосы «Великого моря». Самая северная точка на берегу — это поселок Рош а-Никра. На побережье располагаются города: Наария, Акко, Кирьят-Ям, Хайфа, Кейсария, Натания, Герцлия, Тель-Авив и Яффо, Бат-Ям, Ашдод, Ашкелон, а также множество небольших городков и поселков, среди которых до недавнего времени существовали Кфар-ям, Рафиах-ям, Хоф Шикма, Бней Ацмон, Дугит, Неве Декалим и другие, входящие в блок Гуш Катиф и уничтоженные в 2005 году ради «размежевания» с арабами.

У Йехезкеля (47, 10) читаем, что Великое море богато рыбой. В Псалмах (104:25-26) — что «там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые и большие; … ливйатан, которого сотворил Ты, чтобы он развился в нем». Современные источники также сообщают, что фауна Средиземного моря характеризуется большим видовым разнообразием.

Географическое расположение Израиля способствовало тому, что после разрушения Первого и Второго Храмов евреи в первую очередь расселялись по периметру Средиземного моря. Египет, Ливия, Тунис, Алжир, Морокко, Испания, Франция, Италия, Греция, Болгария, Турция, Сирия — все это страны Средиземноморского бассейна, где искали пристанища евреи, лишившиеся своей страны.

Мореплаватель Звулун [↑]

При разделе Земли Израиля несколько колен получили наделы на побережье Средиземного моря. Половина колена Менаше — на западном берегу реки Иордан (Йеошуа 17:7-13). Колено Ашера — в Западной Галилее. Но потомки Ашера не смогли изгнать кнаанцев из Акко, Цидона и ряда других крупных городов своего надела и поселились среди них (Шофтим 1:31—32). Колено Дана получило надел в центре страны, в районе городов Яффо и Бней-Брак. Но кнаанцы, прежде населявшие эту землю, сумели вытеснить их с предназначенного участка, и потомки Дана ушли на север Земли Израиля.

В наибольшей степени со Средиземным морем было связано колено Звулуна. Рубежи надела, полученного им при разделе Земли Израиля, обозначены в книге Йеошуа (19:10-16). В Талмуде указано, что его надел выходил к Средиземному морю в районе города Акко (Бава батра 122а).

На знамени колена Звулуна был изображен корабль, так как праотец Яаков, благословляя сыновей, сказал (Берешит 49:13): «Звулун у берега морей будет жить, у пристани корабельной…» (Бемидбар раба 2:7; р. Бхайе, Бемидбар 2:2).

Колено Звулуна занималось обширной морской торговлей (Берешит раба 99:9), а также добычей хилазона и приготовлением из его крови дорогостоящей голубой краски (тхелет) для цицит. Этой краской они снабжали все другие колена (Мегила 6а; Шивтей нахалатэха, Шаар Звулун с. 121—122).

При этом большая часть побережья Средиземного моря тогда еще не входила в состав территории Израиля, и судоходство всецело находилось в руках финикийцев, которые построили вдоль берега Средиземного моря, на юго-восток, цепь портовых городов, названную греками — Финикия.

Финикийское побережье представляло для мореходства более благоприятные условия, чем израильское, так как течение идет там не вдоль берега (с юга на север), a от моря к берегу (с запада на восток) и обратно; кроме того, финикийское побережье имело много бухт с хорошими гаванями. Финикийским морякам удалось проникнуть даже в Атлантический океан и достичь Канарских островов.

Благословение при виде моря? [↑]

В Трактате «Брахот» (9 глава, Мишна 2) обсуждается вопрос благословений, которые произносят при виде гор, холмов, морей, рек, пустынь. Раби Йеуда говорит, что видящий великое море должен сказать: «благословен создавший великое море» — при условии, что видит его лишь время от времени.

О том, какое море имеется в виду, есть два мнения. Согласно одному из них, речь идет о Средиземном море, и называется оно «великим» потому, что на него как бы ложится отблеск величия страны Израиля. Согласно другому мнению, «Великим морем» называется океан. Как объясняет Раши, раби Йеуда считает, что Великое море ввиду своей исключительности заслужило специального благословения.

Израиль, окруженный водами [↑]

Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что страна Израиля со всех сторон окружена водой. На востоке ее граница проходит по реке Иордан, на западе она омывается Средиземным морем, на юге протекает река Египетская (Вади Эль Ариш), а ее естественная северная граница — река Ефрат.

Рабби Моше Кордоверо, живший в Цфате в XVI веке, объяснял, что эти естественные водные рубежи напоминают о первом важном шаге, который необходимо совершить каждому, кто приезжает в Святую Землю. Вся земля за пределами Эрец Исраэль — это нечистая среда, оставляющая свой след как на людях, так и на окружающих их предметах. Прежде чем вступить в Эрец Исраэль, человек должен удалить с себя нечистоту; для этого он погружается в микву — естественный водный бассейн. Таким образом, водные границы Эрец Исраэль служат естественным миквами, которые помогают совершить переход из состояния нечистоты в состояние цельности и святости.

И еще сказано там (Сифри, Браха 354): «Ибо богатством морей питаться будут и сокровищами, сокрытыми в песке» (Дварим 33:19) — это море у Хайфы, которое бережет свои сокровища для праведников — для Будущего мира. И так сказано потому, что все корабли, потерпевшие крушение в Средиземном море, и кошели с серебром и золотом, и драгоценные камни, и жемчужины, и все стеклянные сосуды, и драгоценную посуду — Средиземное море выбрасывает в залив у Хайфы, и они хранятся для праведников — для Будущего мира. Об этом Тора говорит: «Ибо богатством морей питаться будут…».

Выводить материалы

Река Яркон. Тель Авив

Разные авторы

Берёт начало из источников, возле города Рош-ха-Аин. Впадает в городе Тель-Авив в Средиземное море. Длина реки — 27,5 км. Яркон протекает через семь городов и является самой крупной прибрежной рекой Израиля. В Тель-Авиве, за 1,5 км до впадения Яркона в Средиземное море, в Яркон впадает река Аялон.

Театр. Кейсария

Тим Климов

Один из самых древних театров, построенных на территории Израиля. Обнаружен итальянской археологической экспедицией под руководством Антонио Фрова, проводившей раскопки в 1959-1964 годах. Построен при Царе Ироде и действовал на протяжении пятисот лет. Здание было построено на тщательно подобранном участке, рассчитано примерно на 3000 зрительских мест.

Берег Средиземного моря. Тель Авив

Неизвестный автор

На берегу Средиземного моря в Тель-Авиве.

Пляж Тель Авива. Вид на старый порт Яффа

Израильское министерство туризма

В 1950 году города Тель-Авив и Яффа были объединены и управляются одним муниципалитетом. Тем не менее Яффо сохранила своё своеобразие. Историческая часть Яффы превращена в один большой туристический и художественный центр с многочисленными ресторанами, художественными галереями, мастерскими художников, «блошиными» рынками, салонами, музеями и археологическими раскопками.

Пляж Дор. Средиземное море

Ран Зисович

Пляж Дор находится в центре заповедника в прибрежной долине горы Кармель. В скалистой части пляжа есть утёс, на который разрешено взбираться. На вершине его — несколько крошечных прудов с богатой фауной и флорой.

Средиземное море. Тель Авив

Ран Зисович

Средиземное море, солнечным днем у берега Тель Авива.

Нетания. Аэросъемка

Израильское министерство туризма

В 1935-41 гг. Нетания стала одним из пунктов тайной высадки репатриантов. К 1948 г. население поселения превысило 20 тыс. жителей и Нетания получила статус города.

Кейсария

Неизвестный автор

История города ведёт свой отсчёт с конца периода персидского владычества (середина IV в. до н. э.), когда финикийцы основали возле гавани небольшое поселение, названное ими Башней Шаршона (Башня Стратона на греческий лад). В 96 году до н. э. Кесария была завоёвана царём Иудеи Александром Яннаем и тем самым превращена в еврейское поселение.