Яффо (или Яффа) — портовый город Израиля, который признан одним из древнейших поселений, до сих пор населенных жителями. Сюда испокон веков приходили корабли с паломниками. Сейчас Яффо объединен с Тель-Авивом в одну административную единицу. Он заселен преимущественно арабами. В последние годы Яффо стал популярен у современных израильских художников, модельеров и дизайнеров, чьи многочисленные мастерские и галереи сделали старый Яффо уникальным арт-районом, привлекательным для туристов.
Оглавление
Тель-Авив-Яффо [↑]
Город Яффо — один из древнейших городов Израиля, расположенный на скалистом мысу, который выступает на 400 метров в море. Мыс находится в центральной части восточного побережья Средиземного моря и является самой высокой частью суши в этом районе.
Яффские ворота Старого города Иерусалима получили свое название от дороги на город Яффо. Продолжение улицы Яффо — это современное шоссе, соединяющее столицу Израиля — Иерусалим — с крупнейшим деловым центром, объединенным в город Тель-Авив-Яффо. Это объединение произошло на заре зарождения государства Израиль, в 1948-м году, что совершенно закономерно. Ведь своим появлением Тель-Авив обязан именно древнему Яффо, откуда вышли в начале 20-го века колонисты «второй алии» с решением построить новый город, который впоследствии стал называться Тель-Авивом и приобрел славу светской столицы Израиля.
Яффо Танаха [↑]
Легенда повествует, что город построил сын Ноаха Яфет, и отсюда традиционное объяснение названия Яффо. Кроме того, «яфа» на иврите означает «красивая». Название «Яфа» было найдено также в древнейших египетских надписях.
При завоевании Земли Израиля Яффо вошла в надел колена Дана, но лишь формально, оставаясь при этом под властью кнаанейцев.
Только в конце правления царя Давида город Яффо вошел в состав Израильского царства, и когда царь Шломо приступил к строительству Храма, ливанский кедр из Тира прибывал именно через Яффский порт, как рассказывается в 3 главе книги Эзра: «И дали деньги каменотесам и мастерам, а еду и питье, и оливковое масло — жителям Цидона и Цора, чтобы привезти морем из Леванона в Яффо кедровые деревья с разрешения, что дал им Корэш, царь Параса».
Кстати, раскопки в Яффо обнаружили, среди прочего, развалины города времен Эзры и Нехемьи.
И дальше читаем в самом начале книги Йона: «И встал Иона, чтобы убежать в Таршиш от Г-спода, и сошел в Яфо, и нашел корабль, идущий в Таршиш, и отдал плату его, и спустился в него, чтобы уйти с ними в Таршиш от Г-спода».
Как видим, город-порт продолжал действовать в период Первого Храма.
Несколько штрихов истории [↑]
В периоды изгнаний, которым подвергался еврейский народ, Яффо, как и другие города Израиля, переходил от одних захватчиков к другим, и был постоянно разрушаем и вновь восстраивался.
При греко-сирийской династии Антиохов город стал называться Иоппе. Эллинизированные язычники утопили при Антиохе 200 евреев, то есть всю общину города. После этого Яффо захватил Йеуда Маккавей, разрушил порт и расправился с погромщиками, но удержать город ему не удалось. Вскоре его младший брат Шимон присоединил Яффо к возрожденному еврейскому государству Хасмонеев, что подтверждается археологическими раскопками, при которых найдены руины крепости хасмонейского периода.
Во время Первой Иудейской войны, как повествует Иосиф Флавий, корабли еврейских повстанцев из Яффо пытались перерезать морские коммуникации римлян. Римляне разрушили город, и вновь его восстановили. Император Веспасиан предоставил Яффо автономию, в городе вновь появилась еврейская община. Во времена Талмуда здесь жили рабби Ада, рабби Нахман и другие законоучители.
По мере укрепления христианства в Римской империи росла и христианская община Яффы. Город стал центром епископата. После захвата Эрец-Исраэль арабами Яффа потеряла свое значение как крепость и торговый центр. Но даже в тот период в Яффе существовала община с раввинским судом. Захватившие Яффу крестоносцы истребили или изгнали из города всех евреев и мусульман.
Через сто лет после крестоносцев город был захвачен и разрушен курдами, потом монголами, и окончательно разрушен мамлюками.
В XVII веке власти Османской империи разрешили еврейским и христианским паломникам прибывать в страну через вновь отстроенный Яффский порт. Постепенно был отстроен и город.
В 1799 г. Яффа была взята штурмом войсками Наполеона, двигавшимися из Египта на Акко.
Когда в XIX веке в Землю Израиля стали вновь прибывать евреи, современные корабли не могли подойти к берегу в старом порту Яффо. Люди сходили с кораблей в маленькие лодки и плыли до берега на них, что было неудобно и опасно. Впоследствии порт был перестроен и приспособлен под современные суда. В конце XIX века в Яффо осела значительная часть т.н. «первой алии», а также группа немецкой христианской секты темплеров. Темплеры основали в Яффо свои кварталы, а евреи — свои: Неве-Цедек и Неве-Шалом.
В этот же период в Яффо начали селиться арабы из других районов страны, а также из Египта. Напряженность между арабскими и еврейскими общинами Яффо росла, и евреи стали Яффо покидать.
Под британским контролем город расцвел и стал приобретать все более арабский характер.
В 1920 году в Яффо разразился еврейский погром, несколько десятков евреев были убиты и ранены. Тысячи евреев ушли из Яффо в Тель-Авив, туда же переместились еврейские предприятия. Нападения арабов происходили и в 1929 году, и в 1936.
Современный Яффо [↑]
Часть порта и Старого города Яффы со временем была отреставрирована и превратилась в туристический центр с многочисленными ресторанами, художественными мастерскими и галереями, театрами, кафе и ресторанами (в основном, к сожалению, некошерными).
В порту пришвартованы дорогие яхты, многие дома отремонтированы и стали «элитным жильем».
В этом совершенно арабском городе сохранились синагоги, еврейское кладбище, церкви, монастыри, мечети, укрепления крестоносцев. Сами здания Старого Яффо теперь выглядят как туристический объект.
В то же время существуют кварталы арабских бедняков. Там распространена преступность, наркоторговля и экстремистские настроения.