Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Что самое «вкусное» для тех, кто только начал изучать Тору? Конечно, агада — да не пасхальная, а предания мудрецов, и мидраши, конечно... Поэтому раньше всех книг рава Яакова Бакоффена (Райшер) (1661—1733), законоучителя из Галиции, становится у начинающих популярным комментарий к агадической части Талмуда «Июн Яаков». Но он написал еще много интереснейших книг! Например, «Торат а-Шламим» и по сей день известна всем серьезно изучающим законы... а чего, секрет! Начинайте изучать и узнаете... Сегодня — годовщина его смерти.
Некоторые интересуются, зачем да почему верующим евреям столько детей? Ведь не написано «Плодитесь как идиоты»? Читайте ответ.
Неправильно:
Мать (малышу): АВИ! СЕЙЧАС ЖЕ СЛЕЗЬ СО СТОЛА!
Мать: ЧТО Я ТЕБЕ СКАЗАЛА! ЕСЛИ ТЫ СЕЙЧАС ЖЕ НЕ СЛЕЗЕШЬ, Я ТЕБЯ ОТШЛЕПАЮ!
Правильно:
Мать: Ави, слезь, пожалуйста, со стола.
Мать: Ави, я считаю до трех. Если ты не слезешь со стола на счет «три», придется выставить тебя из комнаты. Раз. Два. Три. Что ж, пошли. Через пять минут ты вернешься, и мы посмотрим, как ты будешь себя вести.
(начало в выпуске за 25 ноября, просим извинить за техническую ошибку)
До 5284 /1524/ года р. Овадья Сапорно жил в Риме, где возглавлял еврейскую общину города. В этот период он составил комментарий на Пятикнижие: его объяс нения отличаются глубиной, сочетаемой с простотою изложения и лаконичностью. На протяжении всей последующей жизни он из года в год возвращался к работе над этой рукописью, редактируя ее и оттачивая формулировки.
Впервые его комментарий был напечатан в Венеции в 5327 /1567/ году — через семнадцать лет после смерти автора. Этот комментарий стал одним из самых популярных и изучаемых.
Там же, в Риме, р. Овадья Сапорно написал комментарии на книги пророков — Йоны, Хавакука и Зехарьи, а также на книгу Йова, Теилим (Псалмы Давида) и Шир аширим (Песнь песней).
В 5287 /1527/ году Рим был захвачен и разграблен германскими и испанскими войсками — еврейская община города особенно пострадала. Р. Сапорно обрел убежище в Болонье, на севере Италии. Здесь он зарабатывал на жизнь медицинской практикой, врачебное искусство сделало его популярным. Вместе с тем он был главой раввинского суда города, а также основал свой дом учения.
В 5297 /1537/ году р. Овадья Сапорно написал полемический трактат Ор амим (Свет народов), направленный против философских взглядов Аристотеля и его еврейских последователей; он сам перевел трактат на латынь, издав его также и для нееврейских читателей.
Умер в Болонье в 5310 /1550/ году, на девятом десятке лет.
Еврейское кладбище, на котором он погребен, было осквернено и частично разрушено при изгнании евреев из Болоньи в 5329 /1569/ году, — и точное место его захоронения неизвестно.