Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
«При моем “дворе” вращаются только кошки», — заявил рав Шломо Залман Ойербах, когда услышал, что о ком-то говорят, будто он «вращается при его дворе». Рав Ойербах (1910-1995), один из крупнейших законоучителей нашего времени, славился, помимо гениальных аналитических способностей, исключительной скромностью и сердечностью по отношению к каждому. Себя он называл «просто стариком», и искренне недоумевал, почему все идут к нему за советом. Сегодня — годовщина его смерти.
Поступай правильно, и будешь вознагражден. Делаешь плохо — будешь наказан. Мир чистой справедливости — простой мир без всяких сюрпризов, в нем нет места для человеческих ошибок. На первый взгляд, кажется, что такой мир будет очень хорошо работать — такая модель будет гарантировать наилучшее поведение людей.
Но есть два фактора, которые разрушают это представление. Во-первых, люди подвержены стольким искушениям и неправильным суждениям по поводу того, что значит «поступать правильно», даже при наилучших намерениях, что на строгом суде пред Творцом не оказалось бы невиновных. Это создает вторую проблему. Создатель хочет награждать и поддерживать человека, но строгий суд не даст ему возможности это делать. Поэтому Ашем внес в мир хесед (милосердие), и только благодаря этому может исполнить Свое желание даровать жизнь, еду, одежду, солнечный свет, воду и все хорошее слабому и совершающему ошибки человеку. Если бы хесед не умерял строгий суд Творца, никто бы не выжил; мир бы не мог существовать.
Ашем объяснил Моше, что, пожертвовав по монете в сокровищницу Мишкана (посредством чего они будут сосчитаны), евреи выкупят свои жизни, право на которые они потеряли во время происшествия с тельцом.
Услышав слова Всевышнего, Моше испугался. Он подумал, что от евреев потребуется крупная монета.
«Сколько денег нужно, чтобы спасти жизнь человека? — размышлял он. — Ашем может потребовать от каждого по таланту серебра, что равно трем тысячам серебряных монет. Или Он может потребовать ту сумму, которую Тора устанавливает для человека, опорочившего свою жену — сто серебряных монет, а ведь мы опорочили Имя Всевышнего, когда воскликнули: “Вот твои боги, Израиль!” Или же Ашем может потребовать монету, стоящую, как минимум, пятьдесят кусков серебра, что служит платой, которую по закону Торы совратитель должен дать отцу девицы. Наше положение сходно с этим, ведь мы создали идолов, нарушив Б-жественный запрет: “Да не будет у вас других богов!” Самое меньшее, что может потребовать Ашем с каждого, это монета, эквивалентная тридцати шекелям. Хозяин бодливого быка, нанесшего ущерб, штрафуется на тридцать шекелей, а мы обменяли Славу Ашема на подобие тельца».
«Все не так, как ты думаешь, Моше, — заверил его Ашем. — Вам не понадобится платить Мне ни сто, ни пятьдесят, ни даже тридцать серебряных шекелей. Все, что Я прошу от каждого еврея, это пожертвовать одну мелкую монету, стоимостью полшекеля!»
Ашем достал монету в полшекеля из-под Престола Славы и показал Моше ее размеры и форму: «Вот какой она должна быть».