Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Математика, география, грамматика — занятия для раввина? Да, если они помогают лучше понять Тору. Одним из раввинов, которые не только занимались этими науками, но и написали о них целые книги, был рав Шломо из Хелма (1717-1781). А его комментарий к Рамбаму «Меркевет а-Мишнэ» стал первой книгой, напечатанной в Польше евреями. Сегодня — годовщина его смерти.
Для тех, кто полагает, что такое поведение доступно ангелам, а не матерям «из крови и плоти», я приведу пример терпения и выдержки, проявленных Сарой Шнирер, основательницей движения «Бейт Яаков». Многие рассказы о ней свидетельствуют, что она воплощала в себе идеал личности, живущей по Торе. Классы и жилые комнаты в семинаре Сары Шнирер были переполнены до предела. Их разделяла стеклянная дверь. Однажды в беспечной спешке девочка двинула кровать на дверь и разбила стекло. Все стали нервничать: что скажет учительница? Ведь стекло дорогое, а школа постоянно нуждалась в деньгах! Сара Шнирер вошла и тихо спросила: «Никто не порезался?» Убедившись, что все целы и невредимы, она спокойно вымела осколки. И никаких упреков, огорченных восклицаний! А ведь ремонт стоил больших денег и его можно было бы с легкостью избежать.
Того, кто полагает, что такое поведение «по плечу» разве что необыкновенным учителям, но никак не обыкновенным мамам, заверяем: еврейские матери ежедневно проявляют не меньшую выдержку.
Раби Шломо бар Мордехай Гольдман (5630-5705 /1870-1945/ гг.) — выдающийся хасидский наставник и бааль мофет (чудотворец). Прямой потомок р. Йехиэля-Михла из Злочева, ближайшего ученика основоположника хасидизма р. Исраэля Бааль-Шем-Това.
Изучал Тору под руководством своего отца, р. Мордехая, возглавлявшего хасидскую общину городка Звиля на Волыни. После смерти отца, последовавшей в 5660 /1900/ году, тридцатилетний р. Шломке сменил его во главе общины — с годами он стал одним из самых авторитетных хасидских лидеров Украины.
В начале 5680-х /1920-х/ годов, когда большевики, установившие свою власть на Волыни, закрыли все еврейские общинные учреждения, р. Шломке продолжал выполнять раввинские обязанности тайно: он создал подпольный хедер и поддерживал работу миквы — ритуального бассейна, замаскированного в одном из частных домов.
Рискуя собственной жизнью, он отстаивал последние бастионы еврейства. Когда активисты Евсекции в сотрудничестве с чекистами выследили, где он обучает детей, р. Шломке бросился на комиссара, пришедшего закрыть хедер, и начал его душить. Сыну р. Шломке, р. Моше-Гедалии, с трудом удалось расцепить железные объятия отца. Комиссар в панике бежал. После этого инцидента члены семьи р. Шломке в страхе ожидали последствий, и только он сам сохранял абсолютное спокойствие и продолжал преподавать в хедере. Позднее выяснилось, что его спокойствие было вполне оправданным: тот комиссар покинул Звиль сразу после рукопашной схватки и никогда больше не возвращался.