Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ежедневная учеба Подписаться

Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.

среда, 11 мая 202210 ияра 5782
Ни дня без Торы

Первым из «трех китов», на которых зиждется еврейский Закон — алаха, стал Риф (рабби Ицхак бар Яаков Альфаси (1013-1103) — один из величайших еврейских законоучителей всех времен. Его перу, помимо прочего, принадлежит т. н. «Малый Талмуд», в котором он собрал все законодательные фрагменты Вавилонского Талмуда. Сегодня — годовщина его смерти.

ИМЯ ВСЕВЫШНЕГО И «АМЕН»

Амен-сирота

Также не следует отвечать «амен», когда благословляющий давно уже договорил, поскольку этот «амен» Талмуд называет «амен-сирота»; но следует ответить «амен» немедленно после того, как благословляющий завершил свое благословение. И не следует отвечать «амен» громче, чем произнесено благословение, ибо сказано: «Возвеличьте Б-га со мной, и давайте вознесем имя Его вместе!»

Посмотреть полностью


Шмита

Часть 2. Интригующий рассказ

По книге Давида Кляйнера «И пошлю Свое благословение»

Неожиданно к раввину явился явно светский сельскохозяйственник с явным намерением соблюдать законы Седьмого года. И пообещал объяснить, что привело его к такому решению.

«Все началось три года назад, — начал Лиор. — Однажды мы беседовали с женой о том, что мы евреи и живем в Земле Израиля. У нас возник вопрос: что это означает для нас? Последний раз, когда мы встречались с понятиями, связанными с верой, были занятия ТаНаХом в средней школе, так что у нас практически нет понятия, что значит “быть евреем”. Как можно жить в Израиле, постоянно подвергаясь опасностям и войнам, и при этом не остановиться на минуту и не подумать: что это значит для нас?..

В итоге мы решили каждый вечер собираться всей семьей и вместе понемногу читать ТаНаХ, чтобы расширить наши познания в иудаизме. И с тех пор мы вместе с детьми по вечерам собираемся в саду на чаепитие и читаем несколько глав из ТаНаХа, обсуждаем прочитанное и чувствуем, что с каждым днем мы все больше узнаем о еврейском народе, о его удивительной истории, его связи с этим кусочком земли и об основах веры, которые он подарил всему человечеству.

И вот однажды мы дошли до главы Беар и встретили там очень интересное повеление: “Когда придете на землю, которую Я даю вам, пусть празднует земля субботу Г-споду. Шесть лет засевай свое поле и шесть лет подрезай свой виноградник, и собирай ее урожай. А на седьмой год — суббота, прекращение трудов будет для земли… поле свое не засевай и виноградник свой не подрезай…” (Ваикра, 25:2-4).

Мы с женой с удивлением посмотрели друг на друга. В то время не было супермаркетов, где можно весь год найти любые продукты; не было огромных холодильных камер, где сохранялась бы сельскохозяйственная продукция в коммерческих количествах. Каким же образом целый народ, получавший пропитание в основном от земледелия, мог выполнять такое требование? Насколько нам известно, еду с неба евреи получали только во время скитаний по пустыне, но не после того, как вошли в Землю Израиля…

Мы начали обсуждать эту тему, и вдруг дочка воскликнула: “Папа, прочти, что написано через несколько строк, это ответ ТаНаХа на твой вопрос!”

Я перешел к 20-му стиху и прочел там свой собственный вопрос: “А если скажете: что нам есть в седьмом году, ведь не будем ни сеять, ни собирать урожай?” — да-да, именно так мы и спросили — и дальше последовал ответ: “И пошлю Свое благословение вам в шестом году, и будет урожай на три года… И засеете на восьмой год, и будете есть от старого урожая — до девятого года, пока не появится урожай, есть будете старое”.

Потрясенные, мы смотрели друг на друга: как Тора может обещать такое — что когда земля пять лет подряд приносит определенное количество урожая, на шестой год вся ее природа вдруг изменится, и урожай возрастет втрое! Это совершенно противоестественное обещание! Для нас — светской семьи, хорошо знакомой с правилами земледелия, — прочитанное явно выходило за рамки “исторического повествования”. Целому народу обещано, что ему будет что есть, когда он на целый год прекратит полевые работы по всей стране! Если это обещание ни на чем не основано — речь идет об общенародном самоубийстве!

И тогда моя жена произнесла: “Лиор, давай проверим это: решим соблюдать шмиту на всем нашем участке, и посмотрим, что произойдет на шестой год. Как ты думаешь?”

После некоторого размышления, я решил принять вызов: “Это будет отличная проверка истинности всего, что написано в ТаНаХе. Проблема только в том, что я понятия не имею, когда наступает эта самая шмита…”

Небольшое расследование прояснило, что сейчас идет пятый год. Мы решили через два года соблюдать шмиту, и стали с нетерпением дожидаться шестого года…».

Окончание следует

Посмотреть полностью


Получайте этот листок на имейл ежедневно!