Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
«Раввин накормил людей квасным в Песах!» Таковы были заголовки настенных объявлений, направленных против рава Натанзона, который проверил и одобрил машину для производства мацы. В наше время машинная маца — обычное явление, а рав Йосеф Шауль Натанзон (1810-1875) — признанный законоучитель, сегодня годовщина его смерти.
См. выпуск за прошлый понедельник
Мать из «неправильного» диалога настроена на решительный отказ. Она даже не пытается понять те доводы, которые приводит дочь. Она просто не желает ее слушать. В результате — ребенок начинает сердиться. А взрослый в резкой форме прекращает дискуссию. У матери есть свое личное мнение, и это — единственное, что имеет для нее значение.
«Правильный» диалог показывает, что даже изначально попытки выразить понимание и уважение к ребенку создают атмосферу доверия и помогают разрешить любую проблему. Ребенок не сердит, не агрессивен и поэтому больше прислушивается к доводам взрослого. Кроме того, взрослый предоставляет ему возможность проанализировать свои чувства в спокойной, доверительной обстановке. Когда на ребенка «не давят», он почти всегда сам приходит к тем же выводам, что и взрослый. Поэтому, используя различные методы, следует подталкивать детей к самостоятельным рассуждениям.
Раби Ицхак Лурия скончался в дни эпидемии, пятого ава 5332 /1572/ года, — ему было лишь тридцать восемь лет. Он погребен на старинном кладбище Цфата рядом с могилой р. Моше Кордоверо; а три года спустя рядом с ними был погребен и р. Йосеф Каро — «золотой век» Цфата закончился. Многие из великих мудрецов Цфата полагали, что Аризаль был «потенциальным Машиахом», открывшим в еврейской истории новую эпоху, когда «небесные хранилища мудрости распахнулись». Один из его наиболее выдающихся учеников р. Шмуэль Ди Озейда писал, что Аризаль являлся «Машиахом, избранным Б-гом», но грехи поколения не дали ему проявить себя.
Сформулированные Аризалем идеи легли в основу всего дальнейшего развития кабалы. Особое значение придается его изложению концепции цимцума (сжатия бесконечного Б-жественного света, которое предшествовало собственно Творению) и концепции швират акелим («разбиения сосудов»), имеющей отношение к начальной стадии Творения. Многочисленны обычаи и нововведения, внесенные Аризалем в повседневную жизнь общины и литургию. Так, например, широко известен восходящий к Аризалю обычай, согласно которому мальчиков не стригут до трехлетнего возраста, а затем совершают этот обряд в Мероне, у могилы составителя книги Зоар раби Шимона бар Йохая. Аризалем создано несколько субботних гимнов — наиболее популярны из них Азамер бишвахин (Воспою хвалу) и Йом зе леИсраэль (Этот день для Израиля), исполняемые в первую, вечернюю, трапезу, и Асадер лисеудата (Приступлю я к трапезе), исполняемый днем.