Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Может ли пекарь сделать всех праведниками? Сегодня — годовщина смерти рабби Нафтали Амстердама (1832-1916) — одного из основателей этического движения Mycap. Он старался вести себя максимально просто, работал пекарем и читал псалмы, скрывая свою ученость. И мечтал о том, что личным примером вернет весь народ Израиля к праведности. Во многом ему это удалось…
Неправильно:
Ребенок: Я не смогу сделать завтра доклад. Стоять и говорить перед всем классом! Ужасно!
Мать: Не будь смешной! В любом случае тебя не забросают гнилыми помидорами.
Ребенок: Помидорами не забросают, но смеяться, наверно, будут.
Мать: И правильно сделают. Твой доклад совсем неинтересный. Да еще ты, пожалуй, запутаешься где-нибудь посредине. Даже надеяться нечего, что он будет иметь успех.
Ребенок: Ой, ты не понимаешь! Представить страшно, как я буду стоять перед всем классом! Я просто не буду его делать! «Заболею» на неделю, а потом он уже не понадобится — вот и все.
Мать: Прекрасно. Срочно позвони учительнице и скажи, что внезапно заразилась острой «докладобоязнью». Уверена, что она тебя поймет.
Правильно:
Ребенок: Я не смогу сделать завтра доклад! Стоять и говорить перед всем классом! Ужасно!
Мать: Чего ты так боишься?
Ребенок: А вдруг они будут смеяться надо мной, если им не понравится? Это будет унизительно.
Мать: Ты считаешь, у них есть причина для смеха?
Ребенок: Не знаю. Я, наверно, буду глупо себя вести, вот и все.
Мать: В чем это будет проявляться?
Ребенок: Не знаю, может быть, забуду, что мне надо говорить.
Мать: Ну, а если забудешь, что сделаешь?
Ребенок: Нам разрешают заглядывать в записи. Наверное, посмотрю в них.
Мать: Хорошо. Ты сказала, что доклад им может не понравиться. А тебе он нравится?
Раби Ицхак бар Шломо Лурия Ашкенази (Ари Акадош; Аризаль; 5294-5332 /1534-1572/ гг.) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы. Согласно традиции кабалистов, он был воплощением души искусного мастера Бецалеля бен Ури, создавшего в Синайской пустыне Ковчег Завета, Мишкан и его сосуды. Родился в Йерушалаиме. Его отец, р. Шломо Лурия Ашкенази был потомком выходцев из Германии (на это указывает и его фамильное прозвище «Ашкенази») — на Святую Землю он прибыл из литовского города Бриска (Бреста); его родственником был р. Шломо Лурия (Мааршаль) — один из духовных лидеров евреев Польши. Мать Аризаля происходила из семьи беженцев из Испании. Дом, в котором Аризаль провел свое детство, и сегодня располагается в Еврейском квартале Старого города (ул. Ор ахаим, дом 6). В 5302 /1542/ году, в возрасте восьми лет, потерял отца; мать перевезла его в Каир, где ее брат-богач, р. Мордехай Френсис, управлял городской таможней. Ицхак воспитывался в доме дяди, а, достигнув возраста пятнадцати лет, женился на его дочери.
В 5308 /1548/ году приступил к занятиям в каирской ешиве; он учился под руководством главного раввина Каира р. Давида Ибн Зимры (Радваза). В 5312 /1552/ году, когда Радваз «поднялся» в Землю Израиля, Ицхак стал учеником нового раввина Каира р. Бецалеля Ашкенази , автора книги Шита мекубецет (Сводная концепция). Последние шесть лет из двадцати восьми, проведенных в Египте, р. Ицхак посвятил изучению основополагающего кабалистического труда — книги Зоар (Сияние). В этот период он вел жизнь отшельника на пустынном островке, посередине Нила, — в особой святости и духовной чистоте. В 5330 /1570/ году небесный посланник — пророк Элияу, который обучал его тайнам Торы, повелел ему отправиться в г. Цфат, чтобы передать свои знания ученику по имени р. Хаим Виталь .