Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Сочинители, не бойтесь стирать лишнее! «Каждый день я начинал с того, что искал — что еще убрать из книги, и в конце концов осталось только самое ценное» — так объяснял невероятных успех своей книги «Кцот а-Хошен» рабби Арье Лейб а-Коэн Геллер (1745-1813) — выдающийся законоучитель. Его книги «Кцот а-Хошен» и «Авней Милуим» — обширные комментарии на две части «Шулхан Аруха», получили широчайшее признание. Сегодня — годовщина смерти рава Геллера.
Раби Майша, внук раби Йеошуа бен Леви, говорит: «Всякий, кто видит непристойное зрелище и не дает своим глазам насытиться им, удостаивается приветствовать Шехину, поскольку стих говорит: “И зажмуривающий глаза, чтобы не видеть запрещенного…” (Йешайя 33) — а что сказано затем? “Он в высях будет обитать”; и сказано также: “Царя во всей Его красе увидят твои глаза” (там же)».
(Дерех эрец раба 1)
Египтяне опасались растущего еврейского населения. Знать предупреждала фараона: «Велика вероятность, что в будущем нам придется воевать с царями Ханаана. Они могут захотеть вернуть себе богатства, которые мы забрали у них в годы голода. В случае войны евреи присоединятся к нашим врагам и заставят нас бежать из страны! Мы должны принять против них меры!»
«Глупцы, — упрекнул их фараон. — Если бы не их предок Йосеф, спасший страну во время голода, нас бы сегодня не было в живых. Как можете вы помышлять причинить им вред?»
Симпатия фараона к евреям привела египтян в ярость, и они сместили его, подвергнув унижениям и бесчестию.
Фараон не менял своих взглядов три месяца. Потом он решил, что ему выгоднее согласиться с требованиями знати и объявил, что хочет изменить свою политику по отношению к евреям.
Фараон, который взошел на трон через три месяца, был уже не тем человеком, которого свергли. В Гемаре (Сота Па) приведены две различные точки зрения. Одна из них сводится к тому, что фараон, который жестоко обращался с евреями, был новым властителем. Иная точка зрения заключается в том, что это был тот же фараон, но полностью изменивший свою политику. Он стал холодным и жестоким и поставил цель — положить конец «еврейскому засилью». Теперь он действовал так, будто никогда не знал Йосефа, а вскоре заявил, что не знает и Ашема.
Один вельможа, хорошо знавший царя, был найден мертвым. Убийца был пойман и предстал перед царем. «Обезглавьте его немедленно! — приказал тот. — Если он не принял во внимание мои близкие отношения с моим другом и безжалостно его убил, то я убежден, что он может убить и меня!»
Точно так же, отказавшись от Йосефа, фараон проявил низость и в конце концов пришел к тому, что отрицал и Ашема.