Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Евреи, оставайтесь! В 1863 г. генералу Улиссу Гранту было велено отменить «Приказ № 11» об изгнании всех евреев из штатов Теннесси, Кентукки и Миссисипи. Грант, командующий сил армии США, полагал, что евреи стояли за незаконной торговлей хлопком с северными фабриками во время гражданской войны, и поэтому решил выслать всех евреев из южной территории. Благодаря вмешательству президента Линкольна приказ был отменен, хотя часть семей уже успели выселить.
Комментарий к примеру (см. выпуск за прошлый понедельник)
В «неправильном» диалоге мать пытается играть с ребенком, но ее мысли заняты приготовлением обеда. В принципе, можно принимать участие в несложных шуточных играх по ходу срочных дел — лучше играть так, чем не играть вообще. Однако главная ценность шуточной игры в той веселой эмоциональной атмосфере, которая создается между ее участниками, и, если можно, лучше выделить для нее специальное время. Это не оторвет вас от дел надолго, но какую щедрую дозу любви получает ваш ребенок! Внимательный взгляд, сосредоточенное внимание, общий смех и все за две-три минуты!
А «отсутствующая», рассеянная мать из «неправильного» диалога разочарует ребенка, и у него пропадет всякое желание играть. Естественно, он подумает, что для нее хлопоты на кухне дело куда более важное, чем его игры. (Может быть, так оно и есть, но демонстрировать это детям не стоит.) Другое дело, если ребенок сам соглашается играть с родителями при условии, что они в это время будут еще чем-то заняты. По крайней мере, он готов к тому, что они будут не слишком внимательны к происходящему. В этом случае его удовлетворит то внимание, которое ему могут уделить. А если ребенку важно, чтобы, играя с ним, родители не отвлекались, он согласится подождать, пока они освободятся. И в том, и в другом случае с педагогической точки зрения ситуация будет использована удачно.
Биография Виленского Гаона. Продолжение
Духовный свет, излучаемый гигантской личностью Виленского Гаона, оказал определяющее влияние на все последующее развитие еврейской мысли. В месяце тишрей 5563 /1802/ года, через пять лет после смерти р. Элияу, его ближайший ученик р. Хаим Воложинер основал Воложинскую ешиву, в которой воплотил разработанные Гаоном методы изучения и преподавания Торы. Воложинская ешива стала прообразом для сотен других ешив, основанных ее выпускниками, а также их учениками и учениками учеников, — ее называли «матерью литовских ешив». В 5568 /1808/ году три ближайших ученика Гаона, р. Менахем-Мендл из Шклова, р. Сеадья из Вильно и р. Исраэль из Шклова переселились в Землю Израиля и создали общину, в которой все обычаи были установлены в соответствии с алахическими мнениями Виленского Гаона. Впоследствии многие из этих обычаев были приняты ашкеназскими общинами на Святой Земле.
Среди прямых потомков р. Элияу был выдающийся мыслитель и педагог р. Исраэль Салантер — основоположник этического движения мусар, в котором нашли развитие многие идеи Виленского Гаона, связанные с самосовершенствованием личности. Духовный облик и интеллектуальное величие Виленского Гаона наложили неизгладимый опечаток не только на общины «литваков» (евреев, выходцев из Литвы), расселившиеся сегодня по всему миру, но и на особый характер российского еврейства в целом. Великий еврейский мудрец двадцатого века р. Авраам Йешаяу Карелиц (Хазон Иш), духовный лидер евреев Земли Израиля, прибывший на Святую Землю в 5693 /1933/ году из Вильно — города Виленского Гаона, писал: «Для нас Агра стоит в одном ряду с Моше Рабейну, с Эзрой, с раби Йеудой Анаси (составителем Мишны), с равом Аши (составителем Вавилонского Талмуда) и Рамбамом» (Ковец игрот 1:32).
Продолжение следует