Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Если я выживу, построю больницу — обещал Всевышнему рабби Йекутиэль Йеуда Альберштам (Адмор из Клойзенбурга; 1905-1994), когда на «марше смерти» в него выстрелил нацист. Удивительной силы духа человек, которого не сломил Освенцим, хасидский наставник и духовный лидер, ребе спасся, и спустя годы организовал строительство больницы «Ланиадо» в Нетании. Сегодня — годовщина смерти Клойзенбургского ребе.
4. Предостеречь о возможных потерях или вреде
Ситуация: вы слышите своими ушами, что некто собирается причинить вред другому человеку, и уверены, что это не пустая угроза. В таком случае вы обязаны предупредить жертву. Но, прежде чем сообщить эти сведения, вы должны быть уверены, что пять перечисленных выше условий соблюдены.
Однако нельзя разговаривать с ребенком ласково, когда он ведет себя плохо. Например, он затевает шум из-за какого-нибудь пустяка. Мать успокаивает его: «Что? Ты не можешь найти ластик с розовыми точечками? И из-за этого ты плачешь вот уже целый час подряд? Милый! Дорогой! Мы сейчас обыщем весь дом! Мы найдем этот ластик! Я не могу слышать, как ты горько плачешь!» Разумеется, такое мощное выражение сочувствия не может не быть оценено как проявление любви. И нет сомнений: ребенок не раз будет капризничать, пользуясь этим же приемом, чтобы убедиться, как горячо он любим.
Раби Моше бар Шимон Маргалит («Пней Моше»; ок. 5470-5541 /1710-1781/ гг.) — выдающийся комментатор Талмуда. Родился и изучал Тору в городке Кейданы, расположенном возле г. Ковно (Каунаса). Был раввином в Кейданах и нескольких других городах Литвы. У него, в Кейданах, еще ребенком учился Элияу из Вильны (Виленский Гаон), впоследствии ставший одним из духовных лидеров поколения.
Р. Моше Маргалит написал обстоятельный комментарий к Иерусалимскому Талмуду. Для своей работы он использовал старинные рукописи сочинений мудрецов эпохи Мишны и вавилонских гаонов — в поисках этих рукописей он много странствовал по Европе. Чтобы с полной ясностью постигнуть раздел Зераим (Посевы), он углубленно изучал ботанику у ученых германского города Франкфурта. В его комментарии, озаглавленном Пней Моше (Лик Моше), последовательно разъяснен весь текст Иерусалимского Талмуда, — подобно тому, как в комментарии Раши разъяснено содержание Вавилонского Талмуда. В 5515 /1755/ году в типографии Амстердама был издан комментарий к разделу Нашим (Женщины), а спустя пятнадцать лет в Вильно — к разделу Незикин (Ущербы). Комментарии еще к двум разделам — Зераим и Моэд (Праздники) — увидели свет лишь после смерти автора. Книга «Пней Моше» стала самым распространенным и самым изучаемым комментарием на Иерусалимский Талмуд. В большинстве изданий Иерусалимского Талмуда комментарий р. Моше Маргалита печатается рядом с основным текстом. Умер двенадцатого тевета 5541 /1781/ года в галицийском городе Броды, где он собирал средства на издание двух последних разделов своего комментария. Похоронен в Бродах.